Практически сразу после объявления частичной мобилизации цены на экипировку для военнослужащих рванули вверх. Магазины решили заработать на продаже спальных мешков, зимней обуви, камуфляжной одежды, фонариков, ремней и прочей атрибутики.
Депутаты называют происходящее «паскудством» и пишут письма в прокуратуру, ФАС напоминает о недопустимости завышения цен на такого рода товары, однако мобилизованные всё равно вынуждены платить четыре цены.
Кому война, кому мать родна
На фоне мобилизации в России зацвёл капитализм в худшем своём проявлении. Одни идут защищать интересы Родины, рискуя собственной жизнью. Другие пытаются на этом заработать. Многие военторги, а также магазины гражданского назначения взвинтили до небес цены на товары, которые входят в стандартный набор призывника.
К примеру, спальный мешок с утеплителем на одном из популярных маркетплейсов 18 сентября продавался за 2541 рубль. После объявления о частичной мобилизации цена начала резко расти, менее чем за полторы недели спальник подорожал на 9991 рубль – до 12 610 рублей. Это рост на 396%!
При этом отбоя от покупателей, судя по всему, нет. В объявлении указано, что в связи с загруженностью производства срок отгрузки заказа составляет не менее десяти дней. В комментариях под объявлением недовольные покупатели сообщают, что качество товара «не очень», особенно за такие деньги.
Похожая ситуация и с другими товарами. Несессер (тревожный мешок) подорожал за полторы недели на 96% – с 580 до 1134 рублей. Дутики (зимняя мужская обувь в цветах камуфляжа) со дня объявления о частичной мобилизации стала дороже на 91% – с 10 226 до 19 556 рублей.
Почему армия не обеспечивает необходимым?
Социальные сети, подогреваемые украинскими ЦИПсО (Центры информационно-психологических операций) бурлят: российских солдат отправляют на Украину едва ли не обнажёнными. В Министерстве обороны опровергают: мобилизованных обеспечивают всем необходимым для несения службы. При этом не возбраняется какие-то вещи брать с собой.
На сайте «Объясняем.РФ» опубликовали список вещей, которые может взять мобилизованный:
- предметы личной гигиены
- термобельё
- батарейки
- фонарик
- походная сидушка
- подшлемник (спортивная шапка)
- перчатки тактические
- теплоиды (химическая грелка)
- мультитул (многофункциональный компактный инструмент)
Минобороны рекомендует брать с собой только самое необходимое. Желательно, чтобы элементы экипировки помещались в походную сумку.
«Покупают разгрузки, рюкзаки, обувь, аптечку. Почему? Основная причина в том, что казённое имущество – не самое удобное. На втором месте – ответ о том, что казённое имущество можно потерять, а это уже проблемы потерявшего. Третья причина – покупная «снаряга» более красивая», – пояснил «Абзацу» один из ожидающих повестку россиян.
В социальных сетях также есть жалобы на качество снаряжения. Люди пишут о том, что сапоги, которые выдают в армии, служат недолго, поэтому, например, обувь всё же лучше иметь свою.
Реакция властей на взлёт цен
После того, как люди начали массово жаловаться, подключилась Федеральная антимонопольная служба. ФАС напомнила о недопустимости завышения цен на обмундирование и медицинские товары:
«В связи с поступившей информацией, жалобами граждан, обращением депутатов «Единой России» на необоснованный рост цен на спецодежду, обмундирование, снаряжение, а также жгуты, анальгетики и прочие медизделия и лекпрепараты ФАС России предупреждает об обязательности неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности», – говорится в сообщении службы, которое есть в распоряжении «Абзаца».
О проблеме стало известно и в Государственной думе. Член комитета по строительству и ЖКХ Александр Якубовский обратился в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с ростом цен на товары, в которых нуждаются мобилизованные и добровольцы.
«Есть ситуации, когда государственная система должна реагировать быстро и жёстко», – заявил парламентарий.
Депутат Государственной думы, член комитета по промышленности и торговле Евгений Нифантьев назвал тенденцию роста цен «паскудством» и призвал бизнес к совестливости и ответственности.
«Ни мне лично, ни в приёмную на данный момент жалоб на подобное паскудство не поступало. Что касается ценообразования, то я буду категоричен. Безусловно, я считаю, что бизнес любой формы и размера должен ответственно подходить к таким чувствительным вопросам и не пытаться ловить волну в экстренных ситуациях. Надо отдавать себе отчёт в том, что люди, которые сегодня покупают в военторгах себе необходимую амуницию, идут потом не на рыбалку или охоту, а идут защищать Родину, и в том числе право и возможность этого бизнеса зарабатывать деньги», – сказал «Абзацу» Нифантьев.
По мнению депутата Нифантьева, наценка на товары для мобилизованных должна быть равна рентабельности.
А воз и ныне там
Призывы к совести – это, конечно, хорошо, но никакой законодательной формы они не имеют. Об этом сказал «Абзацу» экономист, член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Савёлов. По его словам, ценовых ограничений на товары для мобилизованных сейчас нет.
«Предприниматели какие хотят цены, такие и ставят. Нет никаких ограничений. Стоил товар тысячу рублей – станет стоить 10 тысяч. Госдуме следует принять закон, который бы регламентировал, например, что наценка на изделие не должна быть больше 25%. То есть если перекупщик приобрёл товар по 1000 рублей у поставщика, то цена в рознице должна быть 1250 рублей», – отметил Савёлов.
Он признался «Абзацу», что сам продаёт товары для призывников:
«Камуфляж и мешки спальные у меня есть. Мы цены не поднимали, несмотря на то, что вчера у нас забрали сразу пять тысяч комплектов».
Зафиксировать цены может только государство через закон, принятый в Думе, либо постановление правительства.
Прецеденты есть: власти таким образом уже ограничивали рост стоимости удобрений, металлопроката, сахара и др. За товары для мобилизованных пока не взялись.
Вот и выходит, что вопрос пока на совести бизнеса. Одни будут отдавать снаряжение по себестоимости, другие – продавать втридорога. Брать будут и у тех, и у других – спрос сейчас высокий.