И дело тут не в цвете кожи
Знаете , друзья мои, мне были не совсем понятны крики вокруг повестки в "Кольцах власти": мол, почему в фильмах черные, небинарные и т.п. Если персонаж интересный, то и мне как то плевать на цвет его кожи и на его вкусы тоже. Но теперь я поняла, что живу в другом мире: мире киноабсурда.
Если кто не знает - я ролевик. Я ездила на в том числе на игры по Толкиену, в том числе - в роли эльфа. И не все наши эльфы были аутентичными: высокими, красивыми и молодыми.
Нет, конечно, нет! Я видела: толстых эльфов, эльфов в очках, в непонятных тряпках или джинсах, ростом метр с кепкой и слегка сумасшедших, под веществами и, разумеется, старых, почетных ветеранов ХИ-шек и Зилантконов. В нашей тусовке много так называемых "квенов": юношей и девушек , причисляющих себя не к своему биологическому полу. Когда я была орком, я ловила себе на супчик пышноволосых хорошеньких девушек, которые обижались на реплику: "Давайте сварим из нее харчо", и возражали: "Я не она, а ОН!" В общем я видела все и ничему не удивляюсь. Еще я никогда не порицала чужие странности. По крайней мере, мне так казалось, пока я не посмотрела это кинцо.
В "Кольцах власти" меня слегка смущает тотальный матриархат, как будто это не семейное кино, а женское фентези. Как справедливо замечают зрители, в новом "Властелине колец" все мужчины слабаки, подкаблучники, а рулят сюжетом решительные женщины:
- Галадриэль у эльфов;
- Диса у гномов;
- лекарка Бронвин в окрестностях Харада;
- Эланор (Нори) у хоббитов;
- Тар-Мириэль в Нуменоре.
Женщины сражаются, попадают в приключения, а мужчины у них как бы на посылках. Исключение - молодой Элронд, который вроде как сам по себе и вполне трезв и адекватен, даже когда пьет с гномами. Я - девочка и хочу увидеть в кино красивых сильных мужчин и красивых сильных женщин одновременно. Кстати, если в предыдущих экранизациях аппетитно выглядели даже некоторые орки и гномы. Здесь ничего такого нет. От слова совсем. Все унисекс, все бесполые братья и сестры.
Теперь о главном. Надо сказать, у меня совершенно нет претензий к афроэльфу Арондиру. Да он темнокожий, неканоничный (не из книги), ходит в футболке с короткой стрижкой, но по характеру и поведению он - эльф. Любит природу, защищает слабых и добро во всех его проявлениях. Другое же дело Галадриэль, или, или Гадя. Абсолютно неадекватная фанатичная с кривым брезгливым оскалом в том месте, где должна быть улыбка.
Понятно, что в сериале она еще не владычица Лориэна и вообще "молодая-зеленая" (И даже еще не "Галадриэль", так как это имя дал героине Толкина ее собственный муж, которого она еще не встретила, но создателям сериала на это фиолетово). Но есть же пределы глупости для интеллигентного тысячелетнего эльфа из хорошей семьи. А семья там прямо изумительная: в междоусобицах не замечена, с людьми прекрасно уживается вплоть до самопожертвования и тэ пэ.
Например, Гадя плывет в Валинор (куда по канону ее никто не звал, а по сериалу отослали, чтобы мозги не ела). Вдруг Гадя понимает, что она вотпрямщас должна бороться с Сауроном и прыгает прямо с корабля в воду, чтобы проплыть тысячи километров до ближайшего острова (Ну да: в этом сериале эльфы биороботы, которые не спят и не устают).
Дуrакам везет: ее подбирают нуменорские матросы и отвозят в Нуменор. Там она угрожает короне и оскорбляет королеву Нуменора. Невольно зауважала Мириэль: спокойно переносить выходки этого чудища может только настоящая королева.
Галадриэль - типичная одиночка, которая не уживается ни с кем из своего народа, и дружит только с мутным скользким человеком Холбрандом. Но даже Холбранд в шоке от ее неумения слушать людей. Несколько серий Холбранд и Галадриэль ведут абсурдный диалог в стиле: еврейская мама и её сын, отказывающийся поступать Университет управления.
Гадя: Холбранд, ты будешь королем юга, я так решила.
Холбранд: Я не хочу, я хочу быть кузнецом в Нуменоре.
Гадя: Я уже с войском договорилась...
Холбранд: Ищи себе другую бошку для короны.
Мне тут возразят, что на ролевых играм можно встретить кого угодно. Да, безусловно да. Например, я видела гендерно небинарного эльфа условно мужского пола в джинсах и плохо расчесанном женском парике, полностью неадекватного. Мастер локации Ривендел объяснил, что это инклюзия:
- Мы добрая команда. Мы придумали ему квенту , что он попал в плен к гномами и сошел с ума...
Но Галадриэль - ключевой персонаж. Обычно такие роли достаются лидерам, которые могут собрать свою команду и хотя бы первые полдня игры никого не бычить и не закатывать абсурдных истерик. Даже на самой занюханной ролевой игре персонаж с такими огромными понтами, как у киношной Гади и такими маленькими силенками (больше половины экранного времени она бегает одна в ночнушке и кидает понты) долго не проживет: либо ее пошлют члены команды, либо команда будет уничтожена.
Больше ничего интересного, кроме неадекватных персонажей, в фильме нет: у создателей не было авторских прав на приквелы Толкиена к "Властелину колец", поэтому они насочиняли отсебятины. В мире Толкиена сценаристы не ориентируются от слова совсем, политика мира не проработана, точнее ее пытались слепить из современной политики США. Вывод эльфийского спецназа из Афганистана Харада с немедленным порабощением этих земель Сауроном конечно же ничего не напоминает, ага. И попытка трудовой эксплаутации китайцев, простите гномов тоже. Получилось смяшно. Например, неприязнь нуменорцев к эльфам объясняется тем, что эльфы не спят по ночам и могут составить конкуренцию нуменорцам на рынке труда. О, как. Ну здравствуй, Дональд Трамп Ар Фаразон.
Свежих интриг крайне мало, главная сводится к тому, в каком облике появится главный злодей фильма Саурон (там сразу 4 кандидата на эту должность), но 5-й серии с этим более-менее определились. Дальше смотреть нечего.
Из плюсов фильма - красивая компьютерная графика и костюмы Нуменора, авторы явно вдохновлялись Древним Римом. Хотя явный перебор с лысыми эльфами.
И я бы сказала, что бывает, увлеклись повесткой в ущерб сюжету, тем более, что оригинального сюжета там кот наплакал, но, похоже, это уже мэйнстрим. В той же "Страже" 2020 Терри Прачета с этим еще хуже.
Прачет придумал на злобу дня очень колоритных персонажей, каждый из которых - по своему белая ворона среди своих и вынужден стать стражником. Проблемы "нитаких" - высоких гномов, некровожадных вервольфов, принципиальных копов - у него изначальны раскрыты более, чем полностью. По сути, Плоский мир Прачета - сатира на современность. Но создатели сериала, имея под рукой шикарный текст и авторские права, испугались этой сатиры и ушли от логики характеров в сторону повестки.
Сэмуэль Ваймс стал наркоманом и тряпкой, потому что мужчина. Его подруга леди Сибила Овнец потемнела и похудела на 5 размеров (фэтшейминг?), а главное - вышла с оружием на улицы Анк-Морпорка, чтобы бороться за добро и справедливость, а также и душить убийц (тоже женщин) твердой рукой в буквальном смысле этого слова. Сильный плебей и немолодая аристократка были красивой парой в книге, а в фильме непонятно, почему они вместе.
Другой мужской персонаж - циничный политик Витинари, внезапно становится женщиной, причем ее продолжают величать "милорд" или "сэр" и рисовать на портретах канонично: мужчиной средних лет. Это все еще полбеды, но актриса на удивление вялая, аморфная, никак не похожая на циничного политика, скорее на кастеляншу в доме престарелых.
По Прачету, гномка Шельма Задранец убежала из дома, т.к. была "открытой женщиной", а у гномов это не позволялось. Гномы отрицали существование женщин в своей расе и необходимость как то внешне выделять этот пол. Но предложить женственность современной женщине - значит ее оскорбить. Поэтому юбки, помада и кудряшки маленькой Шельмы достались двухметровому мужику. Хотя актер Джо Итон-Кент неплохой, но логика сюжета просто уничтожена.
В общем в кино мне очень хотелось бы увидеть адекватный отыгрыш адекватных персонажей, а кринжово, как это делают они, я и сама умею