Найти тему
НУАР-NOIR

«Твин Пикс» из-под кисти китайского Шагала

-2

Медитативный нуар – именно так можно охарактеризовать проект «Длинный день, уходящий в ночь». Только мы подразумеваем не картину 1962 году, которую снял Сидни Люмет, а ленту 2018 года, созданную китайским кино-поэтом Би Ганем. И предложенное название в большей степени придумали уже западные прокатчики.

В фильме, напротив, говорится о затяжной ночи, которая никак не спешит переходить в очень короткий день, так как действие происходит на зимнее солнцестояние – весьма и весьма сказочное время. Поэтому фильм получился крайне необычным. Если бы не очевидные визуальные отсылки у нуару и криминальные элементы, то было бы большой проблемой как-то его характеризовать.

Главный герой – человек с ярко выраженным криминальным прошлым прибывает в город детства на похороны отца. Обычно в криминальных драмах с подобной завязкой далее следует явление на свет некой темной тайны прошлого, что приводит протагониста в динамичное действие.

В данном случае заново себя являет почти что забытое воспоминание – мысль о красивой девушке, скоротечный роман с которой случился на фоне криминальных событий, произошедших в Кайли (провинция в Центральном Китае) двенадцать лет назад. И эта мысль не дает покоя, а потому решено разыскать эту гражданочку.

Главного героя весьма тревожит, что он никак не может вспомнить её лицо. В памяти сохранились лишь какие-то отрывочные сведения, позволяющие её идентифицировать: манера разговора, осанка, обрывки фраз и т.д. Всё это очень напоминает сон, в котором вы никак не можете толком разглядеть его «участников».

Неспешное действие, сопровождаемое музыкальной темой, чрезвычайно походящей на инструментальный проигрыш из «Грустного отеля» Криса Айзека, и вовсе в какой-то момент превращается в мир грез. Переходом для этого служит пребывание Ло Ива в кинотеатре. Это уже не первый раз, когда в картине кинотеатр предстает как своего рода «гиперссылка» между пластами реальности. Можно вспоминать, например, гипнотические видения из «Отзвука эха».

С великим сожалением вынуждены констатировать, что обычный просмотр не даст нужного эффекта, ибо зритель вместе с Ло должен был надеть 3D-очки и с головой погрузиться в психоделическую картинку, которая заставляет то нырять, то взлетать, становясь окончательно похожей на сновидение.

Сцена полета над многоуровневым городом была вдохновлена живописным полотном Шагала «Прогулка», что отражено на одной из афиш фильма. Би Гань никогда не делал секрета из того, что вдохновлялся российской культурой. Идея снять подобный фильм пришла к нему после просмотра «Сталкера» Тарковского. Отзвуком этой легендарной картины стали сцены в полузатопленном помещении.

Кадр из фильма «Долгий день уходить в ночь» (2018)
Кадр из фильма «Долгий день уходить в ночь» (2018)

Би Гань снабдил свою киноленту множеством символов. В кадре постоянно появляются часы. Они как бы запускают действие, и словно ведут к его завершению. Если говорить о цветовой нагрузке, то преобладание ржавых оттенков в кадре осознанно контрастирует с постоянно преподносимым зрителю зеленым цветом, который связан с важными деталями. Книга в зеленой обложке, зеленое платье и т.д. В данном случае это не столько колор весны и цветения, сколько «оберег» - второе значение подобного окраса в китайской традиционной культуре.