ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Мы достигаем важной вехи на своем духовном пути, когда наши духовные обязанности становятся нам в радость. Наверное, христианин впервые ступает на путь, ведущий к небесам, когда говорит: “У меня есть духовные обязанности, и я буду исполнять их. Это может быть трудно, но я все сделаю”. Пройдя некоторое расстояние и испытав определенные трудности, он вдруг понимает, что служение Богу приносит не только сладостное удовлетворение от сознания выполненного долга, но и беспредельную радость от личных взаимоотношений с Богом. Проходит еще немного времени, и он обнаруживает, что полностью побежден истинным чудом, благодатью и славой жизни с Богом. Христианские обязанности становятся его глубочайшим желанием и мечтой. Он начинает служить Богу потому, что любит Его и хочет этого, а не потому, что так надо. Он достигает такой точки, когда получает удовольствие от своих обязанностей, и Господни уставы становятся его песней.
Перед нами псалом-восхваление, написанный тем, для кого служение Богу - наивысшая радость. В подзаголовке говорится, что он предназначен для руководителя хора, и добавляется: “на Гефском” (слово “орудии” добавлено переводчиками). Что такое “гефское” (евр. гиттиф), не совсем ясно. Иудейские толкования ветхозаветных Писаний (“Таргум”) связывали это слово с филистимским городом Геф и поясняли, что это музыкальный инструмент или мелодия филистимского происхождения.
Подзаголовок относит псалом к песням “Кореевых сынов”. Это может означать, что кто-то (один или несколько) из родственников Корея написал его, одобрил или внес в сборник. Сыновья Корея служили певцами при храме, музыкантами, стражами у порогов скинии и привратниками (1 Пар. 9:19; 26:1, 12). Возможно, они исполняли, собрали вместе или написали эту группу псалмов, названных песнями “Кореевых сынов”.
Основная тема псалма 83 - радость и счастье жизни с Богом. Стихи 5, 6 и 13, разделяющие псалом на три строфы, содержат три блаженства. Каждая строфа вращается вокруг одного из блаженств.
Псалом подсказывает читателю вопрос: “Кто же воистину блажен?” Дается ответ из трех частей, каждая из которых сформулирована как блаженство.
I. ТОТ, КТО ПОКЛОНЯЕТСЯ БОГУ (ст. 2-5)
Во-первых, мы видим, что воистину блажен тот, у кого есть счастливая возможность поклоняться Богу.
«Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой, Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя» (ст. 2-5).
Жилища в этих стихах - храм, его жертвенники и дворы. Автор говорит о своем ни с чем не сравнимом эмоциональном состоянии, когда он восхваляет Бога в месте, предназначенном для поклонения Ему. Чудесное место - храм, но чудесно оно прежде всего благодаря тому, что там происходит.
Поклонение Богу стало такой неотъемлемой частью автора, что в глубине души он тоскует по Господнему присутствию, стремится и взывает к нему. Все его существо - душа, сердце и плоть - страстно ищет и жаждет привилегии быть с Богом.
Птичка и ласточка - яркая иллюстрация ценности, в глазах автора, поклонения Богу. Свитые ими гнезда напоминают псалмопевцу о покое и утешении, которые он находит в Боге. Птицы инстинктивно строят свои дома в храме и вокруг него. “Как они счастливы, - рассуждает он, - что имеют дом в храме”. Он завидует птицам, которые живут возле храма. Он делает быстрый набросок картины, необходимой для иллюстрации, но не завершает ее. Он дает читателю возможность самому сделать вывод, что никто так не блажен, как тот, кто может свободно и постоянно поклоняться Богу.
Псалмопевец никогда не устает славить Бога. Во второй иллюстрации он говорит о тех, кто служит в храме. В его представлении те, кто ведет богослужение в храме, воистину блаженны, ибо они имеют удовольствие возносить хвалу в любой момент, когда захотят. Воистину большой чести удостоены те, кому не надо тосковать по Божьему дому, потому что они всегда в нем.
А как вы относитесь к поклонению Богу? Что это для вас, обязанность или удовольствие?
II. ТОТ, КТО ОБЛАДАЕТ ДУХОВНЫМ УСТРЕМЛЕНИЕМ (ст. 6-8)
Далее мы видим, что поистине блажен тот, кто всей душой стремится любить и восхвалять Бога. Его верное сердце обогащается благосклонностью и славой Божьей.
«Блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого сердца стези направленны к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением. Приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (ст. 6-8).
Второе блаженство приводится в начале строфы, а не в конце, как первое и третье. Это благословение состоит в том, что Бог наделит силой тех, кто хранит Его в своем сердце. Одной только жизни в Божьем доме еще недостаточно для блаженства; человек должен всей душой жаждать Бога.
В Божьих очах благоденствует тот, в чьем сердце лежит дорога к Сиону, месту поклонения. Самая приятная его мысль - о том, как он выразит свое благоговение перед Богом.
В стихах 6-8 дается образ путников, идущих в Иерусалим на поклонение Богу. По дороге они могут выбиться из сил и сбить ноги - но они не унывают, ибо в своем сердце предвкушают радость поклонения Богу по пришествии в храм. Ведомые этой ожидаемой радостью, они не обращают внимания на невзгоды и трудности, которые должны претерпеть на пути в Иерусалим. Они преодолевают все препятствия и упорно идут вперед, пока не приходят к месту поклонения. Участвуя в богослужении, они даже не вспоминают о трудностях, которые преодолели ради того, чтобы испытать эти моменты в храме.
В поэтическом изображении путников упоминается долина плача (Синодальная Библия), или долина Бача (Современный Перевод; см. евр. оригинал). В Палестине не известно долины с таким названием. Вероятно, это слово означает засушливое место с тутовыми деревьями (2 Цар. 5:23). Путники могут проходить долиной невзгод, но волнение по поводу конечной цели их путешествия превращает ее в долину источников. Этих источников, может, и нет на самом деле, но они возникают в переносном смысле как результат чудесного внутреннего настроя тех, кто идет этой долиной. Вера и радость поклонения в Иерусалиме преобразует бесплодную, безводную долину в место, где бьют фонтаны и журчат ручьи, впадающие в безмятежное озеро.
Время страданий и скорби, через которые проходят праведные, обращается для них во время обретения новых сил. Придя в неблагоприятную местность, они не теряют надежды, так как смех и взаимная поддержка заставляют ее гореть еще ярче, потому что они приближаются к месту, где будут поклоняться Богу. От Иерусалима путников отделяет всего несколько гор, и от этого боль каждого шага в натруженной ноге отзывается восклицанием “аллилуйя”.
Стих 7 изображает пустынную местность, превратившуюся в долину с буйной растительностью после недавних дождей. Иллюстрацией к этому принципу может быть женщина, испытывающая родовые муки. Как она может терпеть такие страдания? Ответ очевиден всякому, кто вспомнит о тайне и чуде появления на свет младенца. Мать готова пройти через муки рождения ребенка, потому что переполнена чудесным ожиданием того момента, когда она возьмет своего малыша на руки.
Вот и эти путники так исполнены желания поклоняться Богу в Иерусалиме, что терпят все, что может постичь их по дороге в храм. Высокие надежды обращают трудности пути в счастливые моменты.
Об этих людях говорится, что они “приходят от силы в силу” (ст. 8). Вместо усталости во время путешествия, как можно было бы ожидать, они обретают силу оттого, что приближаются к месту поклонения. Встречи с трудностями и их преодоление дают им еще больше жизненной силы и энергии. По дороге их подгоняет понимание того, что Бог встретит их в Своем храме в Иерусалиме. Они увидят Бога в том смысле, что Он будет присутствовать среди них, когда они придут и станут поклоняться Ему.
Воистину блажен тот, кем движет внутреннее побуждение, решимость, кто не бросит все на полдороге. Он должен дойти до Бога. Ничто не преградит ему путь. Никакое препятствие, никакая преграда не заставит его свернуть с пути к Богу. Бог видит, что у него на сердце, и благословляет его. Не напоминает ли вам это блаженство еще одно - когда наш Господь говорил об алчущих и жаждущих праведности? Прочтите Мф. 5:6.
III. ТОТ, КТО УПОВАЕТ НА БОГА (ст. 9-13)
В-третьих, мы видим, что воистину блажен тот, кто уповает на Бога. Он никогда не разочаруется и не растеряется, потому что Бог никогда не подведет его.
«Господи, Боже Сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лицо помазанника Твоего» (ст. 9, 10).
Псалмопевец прерывает описание жажды поклонения Богу и просит Его внять молитве о царе. Он называет Его Богом Иакова, отца израильтян, и их защитником. Он просит Его даровать земному царю Израиля Свою любовь и благодать и взглянуть на него с одобрением и удовлетворением. Этот верный израильтянин естественным образом молится о царе, потому что знает о тех обещаниях, которые Бог дал дому Давида. Глубокая преданность Богу обращает его мысли к Господню ставленнику.
«Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!» (ст. 11-13).
После этого короткого отступления псалмопевец возвращается к теме пребывания в Божьем присутствии. Он говорит, что один день пребывания в Божьих дворах лучше тысячи дней, проведенных в другом месте. Ничто не сравнится с блаженством пребывания в доме Господнем. Лучше быть привратником в Божьем доме - просто быть у Его порога в подчиненном положении - чем иметь возвеличенное место в шатрах нечестия. Одно только пребывание возле Божьего храма принесет больше радости, чем комфортная жизнь во дворце зла. Лучше исполнять самое смиренное служение в Его храме, где не терпится никакое зло, чем развлекаться в качестве гостя, где неправедность чувствует себя, как дома.
Почему так желанно общение с Богом? Причина нашего стремления к Богу кроется в Его сущности. Для тех, кто любит Бога, Он и солнце, и щит. Нигде больше в Ветхом Завете Бог не называется солнцем, но какая это подходящая метафора для Него! Он - Источник света и жизни для тех, кто уповает на Него. На тех, кто ходит с Ним, Он источает Свою милость и хвалу, благодать и славу. Поэтому в отношении того, кто служит Богу, можно сделать крайнее, чрезмерное заявление: если такой человек праведно ходит перед Богом, то ни одно благословение не будет сокрыто от него. Такое утверждение звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это на самом деле так. Когда человек живет, руководствуясь искренней преданностью Богу, и в своем общении с другими демонстрирует незапятнанную чистоту, Бог окружает его Своими щедрыми дарами и заботой. Любой, кто служил Богу во все века, без колебания сказал бы “аминь” на это широкое заявление.
Последнее блаженство подводит нас к сути духовной жизни. Хотя автор не жил в Божьем доме и, возможно, даже не всегда имел возможность совершать паломничество к храму - или, по крайней мере, оставаться там надолго - он мог уповать и уповал на Бога. Именно так он жил каждый день.
Этот прекрасный псалом завершается напоминанием о том, что Бог рядом со Своими, чтобы благословлять их, даже когда они не заняты поклонением. Любовь к Богу и любовь к поклонению Ему - высшие точки жизни верующего человека, но между этими эмоциональными пиками он ходит с Богом, веря, что Бог благословит его жизнь и не перестанет обнимать его Своими надежными руками.
Человек, который живет с искренней верой в Бога, воистину блажен. Никакая жизнь не сравнится с той, в которой есть вера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кого можно назвать воистину блаженным? Богатого? Того, кто стремится к удовольствиям? Популярного и знаменитого? В псалме 83 автор дает нам единственно верный ответ: блажен тот, кто поклоняется Богу, кто стремится поклоняться Богу и кто каждый день уповает на Бога.
Прилагательное “блажен”, трижды встречающееся в псалме, в оригинале всякий раз стоит во множественном числе, что придает ему такое значение, как “блаженство”, “многочисленные благословения”. Идея такова, что благословленный Богом сполна счастлив и сполна вознагражден.
Ключ к истинному счастью кроется в Божьем присутствии. Человек, который активно и неустанно стремится быть с Ним, что бы ни случилось, испытывает радость, которая слаще всего на свете.