Значительный успех имела дидактическая система, сформировавшаяся в основном после второй мировой войны и находящаяся на противоположном полюсе дидактики. Эта новая модель основывается на теории поэтапного формирования умственной деятельности. Её создателем является советский психолог и педагог П.Я. Гальперин, который родился 120 лет назад — 2 октября 1902 года.
Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 50-е годы нашего столетия, однако её истоки восходят к более ранним взглядам Л.С. Выготского.
Выступая против субъективно-идеалистических взглядов на природу психики, Л.С. Выготский был убеждён в связи психики и поведения. По его мнению, изменяя поведение человека, можно изменить его психику. Это убеждение стало основой положения о руководящей роли школьного обучения в процессе развития психики учащихся. В соответствии с этим утверждением действительно эффективное обучение требует введения такого содержания, которое отвечает зоне ближайшего развития учащегося, а не существующему уровню этого развития.
В деятельности, выполняемой учащимися, Гальперин выделяет три стороны: ориентировочную, исполнительную и контрольную. Ориентировочная сторона основана на использовании учащимися объективных условий необходимых для выполнения определённой деятельности. Исполнительная сторона сводиться к последовательности этапов преобразования объектов деятельности, а контрольная — требует от учащегося наблюдения за ходом деятельности и сопоставления её результатов с соответствующими образцами, а при обнаружении расхождений — соответствующей корректировки ориентировочной и исполнительной составляющих этой деятельности.
Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Иначе говоря, деятельность — это процесс решения задачи, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса.
Некоторые факты биографии
После войны П.Я. Гальперин всю дальнейшую жизнь работал в МГУ. Он последним из всей блестящей плеяды школы Л. С. Выготского стал доктором наук и профессором. Его долго уговаривали, стыдили, корили друзья и ученики. Но они не могли избавить Петра Яковлевича от унизительной для его возраста процедуры защиты. Правда, после защиты (не на ней) он был доволен.
П. Я. Гальперин никогда не пытался претендовать на членство в Академии педагогических наук, здесь уговоры не помогали. Но все же ему еще раз пришлось занять руководящую должность. По настоянию декана А. Н. Леонтьева он возглавил кафедру детской психологии. А. В. Запорожец, детский психолог милостью Божьей, очень смеялся по этому поводу, говоря, что только у нас возможно, чтобы человек, убежденный в том, что детской психологии не существует, стал заведующим кафедрой детской психологии.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «При работе в школе хорошо видно, что в настоящее время происходит „плейбоизация“ общества. И этому в очень сильной степени способствует постмодернистская парадигма, постепенно подчиняющая своим клипово-контекстуальным и ассоциативно-пародийным законам всё — от пространства голубого экрана до дизайна голубого унитаза. Чтобы быть вменяемым и восприимчивым к программам классического гуманитарного образования, учащийся с помощью учителя должен регулярно очищать своё сознание от мусора массовой культуры и культивировать в себе затаптываемые ею техники и способности»...
Этот и еще 96 материалов VIKENT.RU по теме Обучение детей
2) Видео: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Л.И. ПОЗНЯКОВОЙ по РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ
3) Воскресным вечером 02 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 291:
Развивающие Личность новые темы по И.Л. Викентьеву, Часть I
Источники
- Пётр Яковлевич Гальперин. Теория https://web.archive.org/web/20150529174428/http://distant.ivanovo.ac.ru/person/galperin/teorija.html
- «ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ГАЛЬПЕРИН (1902–1988). СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ» В. П. ЗИНЧЕНКО https://web.archive.org/web/20170707203632/http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931089.htm
#vikent_ru #Гальперин #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения