В путешествиях по берегам Белого Моря я повсеместно встречал оставленные много десятилетий назад на суше промысловые деревянные лодки, именуемые на Севере "карбасами". Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́». Этот тип парусно-гребного судна средних размеров появился примерно в XV веке на Русском Севере и использовался до конца ХХ века для промысла, перевозки людей и грузов. На них ходили по всей акватории Белого и Баренцева морей, на Новую Землю и Грумант (Шпицберген), проводя в плавании по 2-3 месяца. Постепенно карбаса распространились на восток вдоль побережья северных морей, став самым распространенным типом судов в этих водах. Долгое время карбаса строились полностью из дерева и не имели металлических частей, которые начали использоваться только в ХХ веке. В разных районах плавания карбаса варьировались по конструкции и внешнему виду. Основная конструкция судна не менялась веками – киль и форштевень вырубались из цельного елового ствола с корнем, шпангоуты крепились деревянными нагелями, а дощатая обшивка сшивалась вицами – гибкими можжевеловыми или еловыми корнями. При хорошем уходе качественно сделанный карбас служил около 30 сезонов. В зависимости от назначения и размера карбас мог иметь от 3 до 10 пар весел и 1-2 прямоугольных паруса с диагональным древком.
С 1920-х годов на промысловые карбаса стали устанавливать низкооборотистые стационарные моторы – «нефтянки» с гребными винтами и в конструкции судов появились металлические элементы, относящиеся к двигателю и трансмиссии. Примерно тогда же изменилась классическая, проверенная веками конструкция карбаса – обшивку стали крепить металлическими гвоздями и стали использовать железные крепежные элементы. Большинство карбасов, доживающих сейчас свой век на берегах Белого Моря, относятся как раз к такому типу, распространенному до 1990-х годов. Эти суда ходили на рыбный промысел, кормивший большую часть населения беломорской акватории. Помимо артельных и совхозных карбасов существовали и частные, использовавшиеся как для промысла, так и для транспортных надобностей. Ко многим деревням на побережье Белого Моря не существовало (да и сейчас не существует) сухопутных дорог и транспортное сообщение осуществлялось водным путем или по воздуху – самолетами АН-2, так что моторные карбасы в буквальном смысле несли на себе немалую часть необходимых поморам грузов.
По древнему поморскому обычаю карбасы, отслужившие своё, оставляют на берегу. Их нельзя сжигать или рубить на дрова - они умирают своей смертью, от старости. Такова дань уважения тем, которые кормили и спасали от стихии... Фотографии сделаны на Онежском полуострове; рядом - Белое море.