Найти тему
Андрей Мятиев

"У последнего причала"... Поморские лодки-карбасы, доживаещие свой век на берегах Белого Моря.

Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2018 год.
Фото Андрея Мятиева. 2018 год.

В путешествиях по берегам Белого Моря я повсеместно встречал оставленные много десятилетий назад на суше промысловые деревянные лодки, именуемые на Севере "карбасами". Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́». Этот тип парусно-гребного судна средних размеров появился примерно в XV веке на Русском Севере и использовался до конца ХХ века для промысла, перевозки людей и грузов. На них ходили по всей акватории Белого и Баренцева морей, на Новую Землю и Грумант (Шпицберген), проводя в плавании по 2-3 месяца. Постепенно карбаса распространились на восток вдоль побережья северных морей, став самым распространенным типом судов в этих водах. Долгое время карбаса строились полностью из дерева и не имели металлических частей, которые начали использоваться только в ХХ веке. В разных районах плавания карбаса варьировались по конструкции и внешнему виду. Основная конструкция судна не менялась веками – киль и форштевень вырубались из цельного елового ствола с корнем, шпангоуты крепились деревянными нагелями, а дощатая обшивка сшивалась вицами – гибкими можжевеловыми или еловыми корнями. При хорошем уходе качественно сделанный карбас служил около 30 сезонов. В зависимости от назначения и размера карбас мог иметь от 3 до 10 пар весел и 1-2 прямоугольных паруса с диагональным древком.

Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.

С 1920-х годов на промысловые карбаса стали устанавливать низкооборотистые стационарные моторы – «нефтянки» с гребными винтами и в конструкции судов появились металлические элементы, относящиеся к двигателю и трансмиссии. Примерно тогда же изменилась классическая, проверенная веками конструкция карбаса – обшивку стали крепить металлическими гвоздями и стали использовать железные крепежные элементы. Большинство карбасов, доживающих сейчас свой век на берегах Белого Моря, относятся как раз к такому типу, распространенному до 1990-х годов. Эти суда ходили на рыбный промысел, кормивший большую часть населения беломорской акватории. Помимо артельных и совхозных карбасов существовали и частные, использовавшиеся как для промысла, так и для транспортных надобностей. Ко многим деревням на побережье Белого Моря не существовало (да и сейчас не существует) сухопутных дорог и транспортное сообщение осуществлялось водным путем или по воздуху – самолетами АН-2, так что моторные карбасы в буквальном смысле несли на себе немалую часть необходимых поморам грузов.

Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.

По древнему поморскому обычаю карбасы, отслужившие своё, оставляют на берегу. Их нельзя сжигать или рубить на дрова - они умирают своей смертью, от старости. Такова дань уважения тем, которые кормили и спасали от стихии... Фотографии сделаны на Онежском полуострове; рядом - Белое море.

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.
Фото Андрея Мятиева. 2015 год.