Найти тему
Татьяна Фарсиевна

Обзор учебного комплекса مینا / “Мина”

“Мина” — флагманский учебно-методический комплекс (далее УМК) Фонда Саади, один из всего двух их کتاب‌های چهارمهارتی — серий книг, рассчитанных не на отдельные навыки, а на все вместе — صبحت کردن / говорение, نوشتن / письмо, خواندن / чтение и شنیدن / аудирование.

На данный момент в УМК всего три книги с уровня A1 до B3 (да, у иранцев есть и такое), демонстрационные главы всех трех вы можете скачать с официального сайта Фонда Саади.

Если вы научите меня прикреплять файлы к статьям в Дзене я прикреплю эти главы!

С чего начать? Как вы видите, курс начинается с уровня A1, а не с N0 (базовое изучение алфавита и набор элементарной лексики). По задумке Фонда Саади, перед “Мина” вы должны использовать их же گام اول / “Первый шаг”, который и охватывает весь уровень N0. Обзор на него я обязательно напишу в будущем. Интересный факт про “Первый шаг”: он уже переведен для носителей 13 языков, на очереди перевод книги для пакистанцев.

Какие темы? Классический набор тем для коммуникативного учебника в первом томе (знакомство, семья, покупки, ежедневные дела и др.), чуть отличающийся от мейнстрима во втором (вкусовые предпочтения, интересы, мечты, ежедневные проблемы, стихийные бедствия и др.) и свободный полет фантазии в третьем (покупка билетов, аренда квартиры и ПРЕКРАСНЫЙ ИРАНСКИЙ ТААРОФ).

Как устроен УМК? В каждом томе восемь глав. В первом и втором томах каждый “разворот”, каждый методически законченный урок включает три раздела — کارکرد / практика — здесь выводятся коммуникативные конструкции и дается пример последующей лексики и грамматика; واژه — лексика; دستور — грамматика или خواندن — чтение в третьем “развороте” главы. Четвертый урок — повторение главы. Авторы рассчитывали, что на каждую главу требуется четыре урока по 90 минут, но, естественно, они не принимали во внимание материал для отработки (которого тут нет). В третьем томе все то же самое, но вместо повторения дается نوشتن — письмо и واژه سازی — словообразование.

Почему я рекомендую этот УМК? “Мина” обладает огромным количеством плюсов:

  • щедро приправленные огласовками тексты, которые приятно и не слишком сложно читать;
  • классный дизайн, красивые иллюстрации — учебник очень приятно держать в руках;
  • хороший разброс голосов дикторов в аудировании, что позволяет студентам привыкнуть к широкой гамме иранских тембров;
  • разговорный язык — тегеранский диалект — вводится в первой же главе первого тома;
  • выделенный раздел الگو / коммуникативная конструкция для более простого повторения и выведения конструкции в речь;
  • раздел کشف قاعده / выведение правила в грамматическом разделе для индуктивного обучения — идеально для начинающих преподавателей, который еще не научились использовать индуктивный метод самостоятельно;
  • “Мина” прекрасно стыкуется с другими учебниками Фонда Саади — спокойно используйте грамматический چارچوب, учебники по чтению لذت خواندن / ایرانشناسی, по лексике آموزش کاربردی واژه и др.

А теперь к минусам:

  • самый главный и жирный минус — “Мина” отчаянно не хватает материалов для отработки, которые можно было бы добавить в виде рабочей тетради. Поэтому у меня жирнющие методички по “Мина”, приходится добавлять очень много материала для отработки изученного и расширения темы;
  • не очень логичны “развороты” по три страницы — я бы предпочла более мелкий шрифт и нормальный разворот на две страницы;
  • следствие предыдущего пункта — учебники небольшие, каждый том рассчитан на довольно небольшой курс;
  • отсутствие скриптов к аудированию — если я хочу устроить работу со скриптом, мне приходится писать его самой;
  • я бы предпочла чуть более быстрое введение глагольной грамматики — представляете, прошедшее время вводится лишь в середине второго тома. При этом широкий спектр грамматики дается индуктивно в упражнениях с середины первого тома. Я решаю эту проблему отдельным введением грамматики по چارچوب или книгам فاطمه جعفری;
  • секция общего повторения материала / مرور после двух глав есть лишь во втором томе;
  • нет книги для учителя — этот пункт будет в абсолютно каждом обзоре, книги для учителя нет ни в одном УМК, по которому я работаю!

В итоге, что мы имеем: мой первый коммуникативный УМК по персидскому языку, который я с любовью использую на занятиях. Я уже знаю его вдоль и поперек и понимаю, насколько много дополнительного материала к нему требуется — чем дальше, тем больше — так что начинающим преподавателям с ним придется нелегко. Если кто-то надеется использовать его как самоучитель — забейте, больше нервных клеток потеряете. УМК реально направлен на развитие всех навыков речи — ни один не уйдет забытым!

Преподавателям от души посоветую попробовать, а студентам — порадоваться, если их будут обучать по “Мина”. Еще раз ссылка на сайт Фонда Саади со всеми учебниками — здесь демонстрационная глава, содержание, аудиофайлы и даже видео о способах преподавания по этому учебнику. Наслаждайтесь!