Последние месяцы, и особенно дни, снова столкнулись с таким казалось бы уже забытым явлением как очереди. Рожденные в советское время, по сути, выросли в очередях. Мы стояли всегда и за всем. За продуктами, за одеждой, записывались в бесконечные очереди за мебелью, кто побогаче - за автомобилями. Логикой руководствовались простой – раз есть очередь, значит нужно присоединиться. Раз есть очередь, значит дают что-то нужное. Даже если не нужное или то, что у вас уже есть, все равно надо брать, чтобы запастись впрок или поменяться с кем-нибудь кому это ненужное не досталось. Люди ворчали и ругались очередях, но потом получив то, что досталось с таким трудом – радовались и приглашали друг друга в гости чтобы отметить покупку. Да-да, раньше покупка приравнивалась практически к государственному празднику и её отмечали, приглашая в дом родных и друзей. Такие праздники порою обходились дороже самой покупки, но это было не важно. Вы сначала получали что-то, что было не так просто достать, а потом получали прекрасный повод, чтобы собраться и всем миром отметить вашу покупку. Кто-то, конечно мог завидовать вашему приобретению, но как правило все было по доброму и опять же те кто остались без заветной покупки так или иначе присоединялись к вашему приобретению. Книгу можно всегда было попросить почитать, соковыжималку попросить осенью в долг, чтобы сделать припасы на зиму и этими же припасами поделиться с владельцем этой самой соковыжималки, приятно было остаться на ночь в гостях и хорошо выспаться на новом спальном гарнитуре, ведь гостям, как у нас принято, - самое лучшее. Но а про автомобиль вообще все понятно, кто как не друг с автомобилем поможет привезти картошку с дачи чтобы получить пол мешка в подарок. Такой натуральный товарообмен. И всех это устраивало, это сближало, поэтому мы были добрее.
Теперь и очереди другие, и те кто в них стоят тоже. С началом специальной военной операции и повальным введением санкций против нашей страны, многие бренды, так долго обхаживающие российского потребителя, бросились в бега, спешно закрывая свои магазины и распродавая остатки продукции. И толпы потребленцев словно муравьи, потекли в торговые центры и стали выстраиваться в бесконечные очереди, чтобы приобрести то, без чего так сложно прожить современному человеку, привыкшему к комфорту. Нет, я не призываю возвращаться в каменный век или времена тотального дефицита, не призываю носить и пользоваться товарами наших производителей, хотя многие из них стали очень достойны и конкурентноспособны. Просто было другое мышление, мы умели думать, мы умели изобретать. Мы варили джинсы, на уроках труда девочки учились шить, а мальчики делать мебель. И стоять в очереди в Икее, чтобы с боями и дракой выхватить последний журнальный столик, мы бы точно не стали. Мы просто можем сделать его сами, причем лучше чем то, что предлагают шведы. Они предлагают комфорт, к которому сейчас все так привыкли и благодаря которому стали безрукими. Мы, выращенные в отсутствии этого комфорта, не поленимся сделать всё сами.
И вот апофеозом всего происходящего стали очереди на границе, в которых после объявления частичной мобилизации, нервно курят наши новые кумиры, за которыми мы так упоительно следили в социальных сетях. Очередь оказалась настолько многослойной, что те кто ещё вчера троллили друг друга в социальных сетях, дрались на улицах по поводу и без, и, просто презирали друг друга сейчас стали объединены одной целью – сбежать из страны которая их вырастила, дала бесплатное среднее, а кому-то и высшее образование, дала бесплатное медицинское обслуживание, наконец дала возможность зарабатывать и не душила налогами нашу “элиту” в виде артистов, блоггеров и других “лидеров” мнений. И этот многослойный пирог получил начинку из молодых людей разных национальностей, возрастов, вероисповедания и социального положения. Разница может быть только в степени комфорта пребывания в этой очереди. Одни бегут в дорогих машинах, заказывая себе доставку смузи прямо в авто, другие пытаются крутить педали ржавых велосипедов, так сильно подорожавших в приграничных районах за последние дни. Мобилизация пристрастила к бегу больше людей, чем Усейн Болт, который такой армии последователей позавидовал бы. Причем побежали все: сопливые юнцы и пацифисты, брутальные завсегдатаи барбершопов и тренажерных залов, артисты и музыканты, за концерты которых мы отдавали бешеные деньги. Бегут по одному и целыми семьями, ведь некоторые матери и жены не могут оставить своих “героев” одних на чужбине. Эти не приспособленные к настоящей жизни “мужчины” могут не аклиматизироваться, впасть в депрессию или совсем истощать на чужеродных харчах. Поэтому некоторые наши женщины, которые и коня остановят и в избу горящую войдут, поехали из страны, чтобы защитить своих “героев”. Езжайте, вы достойны своих “мужчин”.
А что Грузия и другие страны, в которые хлынули толпы бывших соотечественников? Мобилизация в России в один день решила вопрос туристических потоков в этих странах, над увеличением которого они так долго бились.
Highway to Hell и One way ticket господа. Вас там ждут.