Имена и биографии людей, отдавших все свои силы и талант служению Отечеству, не должны предаваться забвению из-за смены общественно-экономических устоев и политической системы. Более того, их дела и жизненный путь позволяют сохранить связь времен. К таким людям можно отнести Героя Социалистического Труда Мидхата Закировича Шакирова. Этот талантливый организатор 18 лет стоял во главе Башкирской областной партийной организации, и именно в те годы наша республика добилась наибольшего экономического и социального роста, стала одним из самых передовых регионов страны.
Сегодня ему исполнилось бы 95 лет – Мидхат Шакиров родился 5 октября 1919 года в Уфе, в семье Закира Шакирова, видного тюрколога и этнографа, одного из организаторов народного образования в Башкортостане, заслуженного деятеля науки БАССР, автора более чем десяти учебников башкирского языка.
Юного Мидхата вдохновляли успехи индустриализации, и свое будущее он видел в производственной деятельности. Мидхат поступил учиться в ФЗУ, потом работал слесарем на Уфимском паровозоремонтном заводе. Здесь он понял, что без высшего образования не обойтись, и поступил учиться в Бежицкий машиностроительный институт. В 1941 году вернулся с дипломом в родную республику.
Когда началась война, Мидхат неоднократно обращался с просьбами направить его на фронт, однако грамотные специалисты на оборонных предприятиях были на вес золота, и его направили на важнейший стратегический объект – эвакуированный из Одессы оборонный завод № 656, где Шакиров сначала работал старшим инженером, а затем начальником производства. Здесь молодой специалист проявил себя не только как грамотный инженер, но и как требовательный руководитель, выделялся деловитостью и умением сочетать решение задач, стоявших перед руководством предприятия, с заботой о каждом сотруднике. За короткий срок он заслужил такой авторитет, что после окончания войны ему была поручена ответственная задача – освоить достижения немецкой военной промышленности. Правительственное задание было связано не только с высокой ответственностью, но и с риском для жизни – многие немецкие военные заводы были заминированы. Шакиров с полученным заданием справился блестяще.
После войны Мидхат Закирович был избран секретарем Ленинского райкома партии, но вскоре ему поручили освоение новых направлений в производстве. Став в 1948 году директором Уфимского завода геофизических приборов и аппаратуры, за четыре года работы он (а было ему на момент назначения 32 года) сумел не только наладить работу нового производства, но и вывел предприятие в число передовых в отрасли.
В начале 50-х в стране остро стоял вопрос о строительстве магистральных нефте- и газопроводов. В 1952 году Шакирова назначают начальником СМУ-74, в 1954 году – главным инженером союзного треста «Нефтепроводмонтаж». Одиннадцать лет его трудовая биография была связана с нефтегазовой отраслью, за эти годы под руководством Шакирова были построены газопроводы «Бухара – Урал», «Саратов – Пенза», «Туймазы – Уфа», «Шпаково – Ишимбай»; нефтепроводы «Уфа – Туймазы», «Омск – Иркутск»; продуктопровод «Ишимбай – Уфа» и целый ряд других объектов.
Избрание Шакирова в 1963 году первым секретарем Уфимского горкома КПСС, а в 1969 году – первым секретарем обкома республики, несомненно, было признаком высокой оценки. «Технарь» с полной отдачей изучал новые для себя отрасли народного хозяйства, вопросы социальной политики, особое внимание уделял сельскому хозяйству.
Вопреки устоявшемуся мнению о руководящих работниках, Мидхат Закирович не превратился в бюрократа, слепо реализующего указания и инструкции Москвы. Он стал лидером, который был способен сочетать советскую методику управления со стратегическими интересами и заботой о благосостоянии республики. Можно сказать, Шакиров предвидел суверенитет Башкортостана за 20–30 лет до того, как это произошло.
В период с 1960 по 1986 год республика вышла на одно из первых мест по динамике индустриального развития, а по объему производства, будучи по статусу автономной, прочно заняла седьмое место среди союзных республик: 150 отраслей промышленности Башкирии развивались ускоренными темпами, осваивалось производство новых изделий (в том числе вертолетов и автомобильных двигателей), открывались новые нефтяные и газовые месторождения, строились животноводческие комплексы, швейные фабрики и железные дороги. За двадцать лет сотни тысяч людей в республике справили новоселье, десятки тысяч ребятишек переступили пороги новых школ и детских садов, в республике развивались наука, здравоохранение, образование.
Промышленное производство в республике в 1965–1969 годах возросло по сравнению с прежней пятилеткой в 1,5 раза. В пятилетку 1970–1975 гг. – еще в 1,5 раза. Только в XI пятилетке (1981–1986 гг.), последней пятилетке «застоя», в Башкирии сдано в эксплуатацию свыше 200 промышленных объектов. В развитие народного хозяйства было вложено 12,3 млрд рублей. Республика стала крупным поставщиком различных спиртов, каучука, медных и цинковых концентратов, проката, автомобильных моторов, нефтеаппаратуры, электроламп, лесоматериалов и другой продукции.
В республике стало 9 вузов, 6 факультетов центральных институтов, в которых обучалось 55 тысяч студентов по 100 специальностям. Каждый год более 8 тысяч выпускников приходили во все отрасли хозяйства Башкирии. В республике, которая только в 50-е годы достигла всеобщей грамотности, уже через два десятилетия было около 200 докторов и более 2500 кандидатов наук, действовали филиал Академии наук СССР, десятки НИИ, проектных институтов, конструкторских бюро. Сформировались целые научные школы в области физики твердого тела, нефтехимического синтеза, химии высокомолекулярных соединений, в различных отраслях медицинской науки.
Именно в эти годы был заложен мощный потенциал республиканской экономики, который мы используем по сей день. К сожалению, в годы перестройки достижения республики в некоторых отраслях народного хозяйства были утрачены.
Какими качествами необходимо было обладать, чтобы добиться таких успехов в управлении мощной промышленностью и сельским хозяйством, наукой и культурой Башкирии? Разумеется, смелостью, решительностью, глубоким и разносторонним образованием. Мидхат Шакиров был блестяще образован, грамотен и эрудирован, обладал не только обширными знаниями, но и феноменальной памятью. Можно сказать, что он впитал в себя человечность и патриотизм, демократизм и рационализм коммунизма, а также деловитость и дисциплинированность советской элиты сталинского образца.
Справедливость и нравственность – вот те главные качества, которыми Мидхат Закирович Шакиров измерял свою деятельность и поступки окружающих. В своих выступлениях он всегда подчеркивал, что уметь встать на противоположную точку зрения, понять, чем руководствуется человек, ее разделяющий, – это и есть истинная мудрость. Его уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого ума.
В своих делах Мидхат Закирович всегда преуспевал, опираясь на умело подобранный коллектив единомышленников – профессионалов самого высокого класса. Он обладал удивительным даром объединять одаренных людей. Именно таким инициативным людям было доверено возглавлять партийные, хозяйственные и научные учреждения, крупные промышленные предприятия – З. Акназарову, И. Мироненко, С. Воронинскому, А. Якимову, А. Валиеву, В. Рыленко, К. Тухватуллиной и многим, многим другим.
В те годы в сельских районах трудилась талантливая плеяда партийных и хозяйственных работников. Только в годы X и XI пятилеток почти трем десяткам работников промышленности, сельского хозяйства, науки, медицины, народного образования было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Особо хочется отметить заслуги первых секретарей Хайбуллинского, Илишевского, Дюртюлинского, Стерлитамакского райкомов КПСС Г. Якупова, Т. Рахманова, А. Аминева, Ф. Машкина, участников Великой Отечественной войны. Они, обладая исключительным трудолюбием, большой эрудицией, много сил и энергии отдавали совершенствованию организаторской и политической работы среди населения, повышению эффективности деятельности хозяйств района. В результате эти районы стали лидерами в борьбе за высокую культуру земледелия, увеличение производства и продажи государству сельхозпродуктов.
У него была своя методика в подборе кадров. По этому поводу рассказывают такую историю. Как-то на беседу в обком был приглашен председатель райсовета – хотели выяснить, готов ли он возглавить районную партийную организацию. На вопросы Шакирова он стал отвечать как студент на экзамене, мол, все он знает и готов быть руководителем. Тогда Мидхат Закирович рассказал ему такую притчу: однажды к Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним, Сократ потребовал от него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» – задал вопрос удивленный ученик. «Потому, – ответил философ, – что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как слушать».
На одном из партсобраний он сказал, что сформировать хорошего работника – все равно что вырастить дерево. Это занятие требует условий и времени: как обильно ни поливай саженец, он не обретет могучей кроны за неделю. Так что если что-то плохо получается, значит, мы слишком мало занимаемся своими людьми.
Жить и трудиться вполсилы он просто не умел.
…Драматичен был уход Мидхата Закировича с политической сцены. Пришедший к власти Горбачев стал проводить чистку высшего партийного руководства страны, избавляться от «старой гвардии». Шакиров не пришелся к горбачевскому «демократическому» двору и был отстранен от руководства республикой. По традиции того времени отстранение сопровождалось грязной травлей, развязанной в центральной прессе. Увы, в травле участвовали и некоторые его коллеги по обкому.
«На пленуме обкома в 1987 году, который “решал судьбу” этого человека, поведение некоторых людей, которые по 15–20 лет проработали вместе с Мидхатом Закировичем, неприятно изумило многих и в первую очередь меня, – вспоминал Мустай Карим. – Это были люди, которые еще неделю назад ловили каждый взгляд, каждое слово Шакирова, на каждый его чих не могли наздравствоваться, а тут – стали совсем другими. Такие отважные на словах, смелые, они теперь так охаивали Шакирова… Сколько лет я их считал своими коллегами, единомышленниками, еще за несколько часов до пленума искренне верил им. Но когда услышал их, моя душа озябла, и мне стало страшно».
Мидхат Шакиров принадлежал к той удивительной породе людей, которые на всю жизнь были отмечены печатью молодости. Он сумел не растерять с годами лучшие чувства: умение радоваться жизни, беспокойность и требовательность к себе и окружающим. И после ухода на пенсию к нему постоянно приходили за советом, помощью, поддержкой. Он был человеком чести и достоинства, справедливости, никогда не идущим на компромисс со своей совестью.
И еще об одном моменте. После развала СССР очень много в печати и на телевидении, в кулуарах было разговоров о партии и ее месте в обществе. Очень многие члены партии предпочли в этот сложный период молчать, другие ушли в коммерцию… Позиция коммуниста Шакирова – позиция честности, принципиальности, высокой гражданственности, смелости, искренности – со временем не менялась. Это был внутренний стержень выдающегося сына башкирского народа.
Мидхат Закирович тяжело переживал влияние перестройки – утрату духовности и падение нравственности, исчезновение интеллигентности. Вопрос о массовой культуре представлялся ему едва ли не одной «из самых сложных, каверзных и опасных проблем, сходных с подводными минами, которые устанавливаются в узких проходах».
…Как-то на слякотной улице в толпе я встретил Мидхата Закировича (он любил ходить пешком). Люди спешили на трамвайную остановку, толкали друг друга, но рядом с ним почему-то притормаживали и обходили, здоровались с ним, не задевая. Он шел, держа спину, как всегда, прямо, быстрым, несуетным шагом. В его облике не было ничего стариковского. А ведь те годы были для него годами потерь. Ушла из жизни любимая жена Ляля Гимрановна, ушли близкие друзья. Трудно было привыкнуть к одиночеству, к неожиданно изменившемуся быту. Разве что сдержаннее стал. Лишь однажды дочь застала отца за разглядыванием старых фотографий из семейного альбома. Он показал ей один снимок пятидесятых годов, на котором было множество людей. «Подумать только, – сказал он как-то удивленно, – вот из них всех я только один пока жив». Его бы поняли, ему бы простили в те дни и хандру, и опущенные плечи. А он шел своей обычной прямой походкой, высоко держа голову. Шел, наверное, на почту – приобрести газету, затем в книжный магазин «Знание». С каждым годом его домашний кабинет все больше заполнялся книгами и журналами.
Выйдя на пенсию в 1987 году, он отказался от переезда в Москву, хотя многие его коллеги, бывшие первые секретари обкомов, перебрались в столицу. Он же остался жить в Уфе, где и скончался 1 мая 2004 года.
…След человека на Земле остается в созданном им. Не менее прочен и тот незримый след, который оставляет каждый, кто помогает нам быть мужественнее, добрее, человечнее. Ведь это, в сущности, самое главное, за это может быть благодарен человек человеку. С благодарностью мы вспоминаем сегодня Мидхата Закировича Шакирова и его заслуги перед Отечеством. Он занял достойное место в наших сердцах, потому что его жизнь – это часть истории Башкортостана, прожитая нами.
Oктябрь Валитов
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!