Найти в Дзене

Город призрак Чернобль-40 и авария на засекреченном объекте.

Город-призрак Челябинск-40 и авария на засекреченном объекте

Интересности
Интересности

Ровно 65 лет назад, задолго до событий на Чернобыльской АЭС, произошла авария на химическом комбинате «Маяк». Первая катастрофа в СССР, связанная с выбросом радиоактивных веществ. Но мир узнал о ней только в 1989 году, так как данные долгое время оставались засекречены. 

Секретный военный город

Во время Второй мировой войны несколько европейских стран и США начали работать над созданием атомной бомбы. СССР нельзя было отставать, и Сталин запустил атомный проект. Все, что касалось этого проекта, было строго засекречено, поэтому место, где ученые должны были создать первую атомную бомбу, выбирали особенно тщательно. 

Выбор пал на территорию Южного Урала, потому что сюда не добрался бы враг в случае нападения. Еще для создания бомбы нужно было много воды, поэтому правительство решило построить химкомбинат и засекреченный Город-40 среди озер и рек между Челябинском и Екатеринбургом. Новый город в секретных документах называли Челябинск-40 и Челябинск-65, сейчас это Озёрск. 

В 1945 году здесь начали строить завод, в 1948-м его запустили в эксплуатацию. Но об этом знал ограниченный круг людей. Для жителей СССР не существовало ни Озёрска, ни самого химкомбината. Жители близлежащих поселков знали о заводе «Маяк», но думали, что это обычное предприятие химической промышленности. Хотя здесь располагались секретные объекты, где создавали начинку для атомных бомб. Но в курсе были даже не все сотрудники завода. 

Чтобы у СССР скорее появилось ядерное оружие, химзавод строили поспешно. При строительстве использовали обычные материалы, хотя радиоактивные вещества требовали особенного подхода. Радиация уничтожала технику, та попросту не выдерживала нагрузку. Тогда не было знаний о том, как правильно работать с радиоактивными веществами и хранить отходы. Поэтому ученые и инженеры допускали ошибки.

Изначально радиоактивные отходы сливали в ближайшую реку — Течу. Жители поселков, располагавшихся рядом с рекой, брали оттуда воду, чтобы поливать огороды и поить скот. В Тече купались, ловили рыбу. Люди получали дозу облучения, сами того не зная. Мертвая рыба, плавающая кверху брюхом, никого не смущала. Ее собирали, разводили костер и тут же жарили. 

Спустя несколько лет местные жители начали болеть, и только тогда руководство завода подумало о безопасности. Придумали другой способ хранения отходов: сконструировали специальные емкости. Местным пытались запретить пользоваться водой из Течи, объясняя, что вода отравлена. Но кроме мертвой рыбы очевидных проблем не было, поэтому люди продолжали использовать воду, зараженную радиацией. 

 

Взрыв-57

29 сентября 1957 года жители Челябинска-40 занимались повседневными делами. Многие собрались на футбольном поле, чтобы посмотреть на игру. Вдруг раздался взрыв, кто-то испугался, часть людей спешно разбежались по домам. А кто-то даже не обратил внимания на громкий рокот. В карьерах поблизости часто взрывали породу, и на подобные звуки многие не реагировали, хотя насторожиться надо было. 

В этот день взорвалась емкость с радиоактивными отходами — огромная бочка из нержавеющей стали, погруженная в бетонный «кокон». Ее накрывали плита весом в 160 тонн и два метра земли. Плита отлетела на расстояние 25 метров, сорвав плиты-крышки с двух других емкостей. Инженеры считали, что толща бетона и стали должна была удержать отходы внутри. В этом никто не сомневался. 

Содержимое нагревало емкости, поэтому инженеры продумали систему охлаждения. У бочки, которая взорвалась, система охлаждения сломалась. Радиоактивные отходы начали нагреваться, что привело к взрыву. 

В радиусе 3 км взрывной волной выбило окна. Огромное облако радиоактивной пыли поднялось в воздух. Часть осела на территории завода, часть унесло ветром. В те дни вдалеке от завода, в Челябинске, люди наблюдали за необычным для этих мест явлением. Переливающиеся в небе разноцветные огни тогда прозвали северным сиянием. Но это в воздухе мерцали радиоактивные частицы, только люди об этом не знали.

На заводе начали устранять последствия, для этого привлекли солдат, которые жили тут же в казармах. Город-то закрытый, завод охраняли. Теперь солдаты мыли растворами стены и технику, снимали зараженные слои земли и ссыпали в могильник. При этом завод не останавливали, он продолжал работать. 

Руководство завода не сразу оценило масштаб катастрофы, авария привела к загрязнению огромной территории. В первые же сутки радиоактивные вещества распространились на полосу длиной 300-350 км и шириной до 10 км в направлении северо-востока, куда радиацию унес ветер. Территорию, которая подверглась заражению, назвали Восточно-Уральским радиоактивным следом. Тогда на ней проживало примерно 270 тысяч человек. В емкостях хранились вещества с периодом полураспада в 28-30 лет, взрывом выбросило в воздух 20 млн кюри.

Устранение последствий

Большая часть радиации осела в двух близлежащих поселках. Из них эвакуировали людей, здания разрушили, скот убили. Посуду, личные вещи, обломки зданий закапывали в землю. Людям не объясняли, почему их заставляют поспешно уезжать — создание атомных бомб засекречено, авария тоже. 

Загрязнению подверглось много пастбищ, лесов и полей. Пришлось закапывать в землю только что собранный урожай, закрывать предприятия легкой и пищевой промышленности.

Ученые и дальше наблюдали за радиационным фоном. Вскоре стало ясно: нужно увозить людей из еще двадцати населенных пунктов. На то, чтобы понять это, ушло время. Люди получили дозу радиации. После аварии суммарно вывезли жителей 23 поселков. Не тронули лишь одну деревню, где люди живут до сих пор. 

Одна из версий того, почему не переехали жители Татарской Караболки — им предлагали переселиться, но причину не называли. Не понимая, чем грозит проживание на территории, загрязненной радиацией, люди не соглашались уезжать из родных мест. Есть и другая версия. Некоторые местные жители говорят, что их обещали переселить, но потом про них забыли.

Эту аварию называют по-разному. Взрывом-57 и Кыштым-57 по тому году, когда это произошло. Кыштымской аварией — по названию ближайшего города, ведь Чернобыля-40 или Озёрска долгое время не было на картах. Эта трагедия привела к загрязнению окружающей среды, тысячи человек пострадали от радиации, сотни тысяч людей переселили. 

Устранение последствий аварии оказалось большим испытанием, так как это была первая в СССР авария на заводе по производству атомных бомб. Однако именно после Взрыва-57 спустя 29 лет ученые хотя бы как-то были готовы предотвращать последствия Чернобыля.