Первая часть здесь: https://dzen.ru/media/id/5f8f4befe014893e3442a066/chto-ne-tak-s-kapitalizmom-630f6a88c5c1722d0392b423?&
Вторая часть здесь: https://dzen.ru/a/YyeGXkTkHnk-qSc9?&
Итак, в первой части мы выяснили, что все участники капиталистического рынка не могут получать прибыль, заключая сделки только между собой.
Во второй части пришли к выводу, что вовлечение в капиталистический рынок новых участников позволяет всем участникам получать прибыль, но только в течение короткого времени, а постоянно вовлекать новых участников в капиталистический рынок невозможно.
Как еще можно попытаться получить прибыль?
Участники капиталистического рынка не могут получать прибыль, заключая сделки только между собой, потому что покупатели получают от капиталистов (зарплата работников, налоги и т.д.) меньше денег, чем капиталисты рассчитывают получить от покупателей. А если недостающие деньги взять в долг?
Капиталист выдает кредит работникам, у них появляются дополнительные деньги, работники покупают весь произведенный товар, капиталист получает прибыль, и вроде все хорошо. Да, но только сначала. Рассмотрим это на модели.
Как вы помните, наш капиталист затратил на производство 10 единиц товара 100 монет, и выставил этот товар на продажу за 110 монет. Так как другим участникам рынка он выплатил только 100 монет, то на полученные деньги они не могут выкупить весь товар и обеспечить капиталисту желаемую прибыль - не хватает 10 монет. И тут появляется еще один капиталист (банк) и предлагает работникам взять эти 10 монет в долг, естественно, под проценты. Например, взяли в долг 10 монет, а вернуть надо 11.
В первый раз все будет хорошо. Участники рынка получат 100 монет от нашего капиталиста и 10 монет от банка, и купят у капиталиста весь товар за 110 монет. Капиталист получит прибыль в 10 монет, и решит, что нужно произвести вторую партию товара. Потратит на это 100 монет, получит 10 единиц товара, и выставит товар на продажу за 110 монет.
А покупатели? В этот раз они получили от капиталиста 100 монет, но теперь не могут все их потратить на покупку товара, потому что нужно возвращать старый кредит и или хотя бы платить по нему проценты. То есть даже если банку придется отдать только 1 монету, на покупку товара останется уже не 100 монет, а только 99. То есть мы опять попали в ту ситуацию, от которой пытались уйти - денег, которыми владеют участники рынка, не хватает для того, чтобы все капиталисты могли продать свои товары с прибылью. А что будет, если взять еще один кредит? Хорошо, банк даст работникам еще один кредит - 11 монет. Тогда у участников рынка окажется 110 монет (100 монет, полученных от капиталиста, 11 монет, полученных от банка и одну монету придется отдать банку - это проценты за предыдущий кредит). Участники рынка купят у капиталиста вторую партию товара за 110 монет, капиталист получит прибыль 10 монет. И сразу вложит 100 монет в производство третьей партии товара, рассчитывая также продать ее за 110 монет. Но сможет ли он это сделать? Ведь другие участники рынка получили от него только 100 монет, из них 2 монеты надо будет отдать банку (1 монета - проценты за первый кредит и 1 монета - проценты за второй кредит), то есть на приобретение товаров у них останется только 98 монет. Конечно, в теории можно брать кредиты и дальше, но чем больше кредитов. тем больше сумма процентов, которую придется по ним выплачивать. В конце концов, все, что другие участники рынка получают (за вычетом расходов на выживание самих участников), будет уходить на выплату процентов по полученным ими кредитам, и тогда новых кредитов никто не даст. А значит, мы снова вернемся в ту ситуацию, от которой пытались уйти - общие доходы участников рынка меньше, чем доходы, которые нужны капиталистам для получения прибыли.
Получается, что кредитование тоже не позволяет всем участникам капиталистического рынка постоянно получать прибыль, заключая сделки только между собой. Оно позволяет получить прибыль только некоторым участникам капиталистического рынка, причем в течение ограниченного времени.
Что еще можно попытаться сделать, чтобы обеспечить получение прибыли? Об этом в следующий раз.