Найти тему

Палубный бомбардировщик Y.B.1

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Самолет Y.B.I английской фирмы «Блэкборн» был разработан с теми же тактико-техни­ческими требованиями, что и самолет «Ганнет» фирмы «Фэйри». Но судьба его по сравне­нию с самолетом «Ганнет» оказалась незавидной. Был построен только один опытный экзем­пляр самолета, который совершил свой первый полет 19 июля 1950 г. Противолодочный па­лубный самолет «Ганнет» (первый полет 29 сентября 1949 г.) был запущен в серию и служил много лет ВМС Великобритании и в некоторых других странах. По внешнему виду они были почти схожи, тем более что на обоих стоял один и тот же комбинированный двигатель «Дабл Мамба» A.S.M.D.I. Самолет «Ганнет» был первым в мире самолетом, поднявшимся в воздух с такой силовой установкой.

Первоначально самолет фирмы «Блэкборн» должен был иметь двухместную кабину. Но затем адмиралтейство внесло мною изменений в тактико-технические требования в отноше­нии вооружения, радиолокационного оборудования и тактического применения, что потре­бовало значительно изменить конструкцию самолета и предусмотреть место для размещения третьего члена экипажа. Самой необычной особенностью самолета Y.B.1 являлась его сило­вая установка с двумя воздушными винтами, состоящая из двух двигателей, как бы объеди­ненных в одном агрегате. В своем первоначальном виде проект самолета имел обозначение «Y.A.5». Первоначально предполагалось установить на нем турбовинтовой двигатель «Каплд Наяд» H.Na.C.I фирмы «Нэпир», однако прекращение работы над этим двигателем вынуди­ло установить на самолете двигатель «Дабл Мамба».

Эта силовая установка была разработана специально для палубного самолета и обладала рядом достоинств. Турбовинтовой двигатель «Дабл Мамба» A.S.M.D.1 мощностью 2950 л. с. состоял из двух двигателей «Мамба» A.S.Ma.3., расположенных рядом, и приводил в движе­ние через общий редуктор два независимых друг от друга соосных винта противоположного вращения. Наиболее важным достоинством этой силовой установки является, во-первых, то. что она расположена по центральной осевой линии самолета, а во-вторых, что она позволяет увеличивать продолжительность полета самолета па крейсерском режиме за счет использова­ния только одного из двух своих двигателей, сохраняя полную мощность для взлета и веде­ния боя. Кроме того, эта силовая установка упрощает посадку самолета с одним работающим двигателем, в то время как посадка на палубу с одним работающим двигателем при обычной схеме расположения двух двигателей всегда связана для летчика с трудностями пилотирова­ния. Плошали крыла и хвостового оперения, а также друг ие аэродинамические элементы са­молета фактически рассчитаны на продолжительное использование только одного двигателя силовой установки. Силовая установка была снабжена механизмом для установки винтов во флюгерное положение, что позволяло снизить сопротивление винта при остановке одного из двигателей. Отказ одного из двигателей не приводил к резкому палению высоты и скорости самолета в течение некоторого времени, пока не будет запущен второй двигатель.

Самолет Y.B.I имел экипаж из трех человек. Сиденье летчика расположено над силовой установкой, что обеспечивало ему исключительно хороший обзор при посадке на палубу. Штурман находится во второй кабине, расположенной непосредственно позади кабины лет­чика, а оператор радиолокатора — в третьей кабине, расположенной на уровне задней кром­ки крыла. Выдвижная антенна поисковой радиолокационной станции находилась позади бомбового отсека. Среднерасположенное нос крыло самолета типа «Чайки». Для уменьшения га­баритов машины при хранении на авианосце каждая консоль крыла состояла из двух склады­вающихся секций: внутренняя секция складывалась вверх, а внешняя — вниз. Обе секции складывались одновременно. На самолете имелся посадочный крюк стержневого типа и узлы крепления для установки на катапульте.

До начала летных испытаний самолета Y.B.1 с турбовинтовым двигателем планер самоле­та испытали в полете на двух опытных образцах — Y.A.7 и Y.A.8 с поршневым двигателем «Гриффон» фирмы «Роллс-Ройс». За исключением силовой установки, самолет Y.B.1 в ос­новном ничем не отличался от опытного образца Y.A.8. Самолет Y.B.1 совершил первую по­садку па палубу авианосца «Илластриес» 30 октября 1950 г. Самолет Y.B.1 так и остался в од­ном экземпляре, заказов на производство не поступало.