Отсюда он точно не услышит пения эльфов.
В священной роще их услышать не так просто, а с башни и подавно.
Урмас вздохнул. Угораздило его попасть в дозор в Иванову ночь.
И теперь остается только всматриваться в жаркую темноту июльской ночи и ловить отблески огня ритуальных костров в реке.
Там, на другом берегу Наровы сияет теплым светом Девичья гора, кружатся хороводы, пахнет пряными травами и хмелем. Скоро девушки понесут венки к воде, и полноводная Нарова подхватит их и проворно понесет к морю.
Урмас вглядывался в темноту, пытаясь разглядеть ТУ САМУЮ девушку в голубом сарафане, что давно выделил среди других.
Но густая чернота ночи разлилась над рекой . В июле на севере звезд еще не видно, а перед рассветом ночь непроглядно темна.
Урмас вздохнул. Возможно следующей весной после Пасхи он наконец поднимется на Девичью гору на смотрины невест.
Русские купцы частенько отдают своих дочерей замуж за ливонцев. Возможно и ему повезет...
Впрочем что-то тревожило дозорного Урмаса.
Молодому ливонцу казалось, что вместе с запахом костров ветер доносит к его берегу дым смоляной гари. В шуме Наровских водопадов ему чудился стук топоров и шум падающих деревьев.
Неужели русские рубят священную рощу на горе? Почему там так много костров ?
Или ему это только кажется… Кто их поймет, этих русских…
Через два месяца из Нарвской крепости «Длинный Герман» в Ревель прилетела неожиданная весть:
«Прямо у нас под носом, на Девичьей горе за лето ( 1492 года) русские тайно возвели добротную крепость с надворными постройками и башнями!»
Так на разных берегах реки в 150 метрах друг напротив друга, на расстоянии брошенного камня и пущенной стрелы, оказались две крепости.
Ливонская крепость была заложена датчанами.
Свое необычное имя «Длинный Герман» она получила в честь угрюмого и сутулого магистра ливонского ордена - рыжего Германа. С ее башни высотой в 51 метр маленькая тогда Ивангородская крепость была как на ладони.
В народе эту крепость прозвали «Шкурой». По легенде шкуру лошади ( зачем-то? ) разрезали на тонкие полоски и опоясали ей Девичью гору.
И все-таки это был первый форпост на западной границе русских земель для защиты от ливонцев и шведов.
Возведена крепость была во времена Ивана III, поэтому и название очевидно.
Впрочем к ее удачному местоположению и устройству имел прямое отношение Василий Шуйский по прозвищу Китай, отлично знавший эти места и имевший опыт в возведении крепостных стен. Кстати его странное прозвище как раз было производным от слова «кита» в значении «связка», «пучок».
Такие вязанки прутьев ставили в два ряда, оплетали ивовой лозой, засыпали пространство между ними землей, снаружи плетень обмазывали глиной.
Построенные таким образом крепостные стены называли «китовыми»( помните московский «Китай-город»?)
На протяжении последующих веков крепость расширяли и достраивали , обнося новыми каменными стенами и башнями , новгородцы и псковичи.
Первую деревянную крепость легко завоевали шведы. В 1496 году их пятитысячное войско высадилось у подножия Девичьей горы. Они приплыли на 70 легких судах и за 7 часов захватили Ивангородскую цитадель.
Правда удержались там недолго. Попытавшись продать крепость ливонцам, шведы получили отказ.
Ливонцы знали, что русские придут рано или поздно и вернут свое.
И конечно новгородские воеводы не заставили себя ждать. Шведы бежали, прихватив с собой правда 300 пленных.
Крепость росла и успешно отражала набеги западных «торговых партнеров».
На ее территории работали кожевенные и гончарные мастерские, кузница. А в 1507 году построили Успенскую церковь.
Однажды весной ливонцы так бурно отмечали в своей крепости праздник Пасхи, что с пьяных глаз один из часовых пальнул из пушки по другому берегу. Это было принято остальными как сигнал. Ивангородская крепость была жестоко обстреляна ливонцами.
По ужасному совпадению первый удар пришелся по входу в Успенскую церковь. Ядро пушки убило 20 прихожан, выходивших из храма с праздничной службы.
Ответа русских не последовало.
Ливонцы на следующий день смеялись над случившимся как над недоразумением.
Они не знали, что в Москву уже был отправлен гонец за разрешением Царя на ответный удар. Загнав пару лошадей, через 9 дней посланник принес ожидаемое одобрение на штурм Нарвы.
Нарва была взята русскими за 70 часов. Девять дней копилась благородная ярость, и как только разрешение было получено, убитые прихожане были отмщены ливонцам.
Впрочем набеги Ливонских рыцарей тоже часто заканчивались победами и неизбежными разграблениями Посада, возникшего у стен крепости.
В деревянной Нарве часто случались пожары. Иногда огонь уничтожал целые кварталы. Однажды в полностью выгоревшем доме ливонского пивовара была обнаружена нетронутой огнем русская православная икона Святого Николая- Чудотворца, похищенная в Ивангороде во время набега.
Это было расценено как чудо, икону носили по городу и поклонялись ей, а на территории Ивангородской крепости в 1558 году построили вторую православную церковь во имя Святого Николая Чудотворца.
После заключения Столбового мира, крепость почти на 100 лет перешла к шведам. Они заводили свои порядки, свой язык и веру. Ведь в те времена жили по принципу «чья вера- того и земли». Успенский собор стал лютеранской церковью.
Шведы обложили местных двойным налогом , выживая их с обжитых земель. Для разрешения на торговлю в местном порту, русские купцы должны были построить в посаде каменный дом, что было немногим под силу.
Для ивангородцев настали темные времена. Многие были вынуждены покинуть родные места.
Но где-то в Москве на Яузе уже построил свой первый ботик юный Петр Романов…
Его первый поход на Нарву в 1700 году был неудачным, но впоследствии русский царь Петр Великий, победивший в Северной войне, скажет историческую ( и всегда современную ) фразу: «Без нарвского конфуза не было бы и нарвской виктории».
В 1704 году Ивангородская крепость снова стала российской вместе с Нарвой, надолго вошедшей в Петербургскую губернию.
Ливонию в России называли Лифляндией, и вместе с более северной Эстляндией, она мечтала о независимости.
В Петербурге всегда жило множество эстонцев, которые регулярно безуспешно просили русских царей об отделении своей родины. Тысячная демонстрация в 1905 году тоже не принесла результатов.
Поэтому когда в России зародилось новое государство, Эстония расценила это как шанс.
Армия Юденича, которую снабжала Антанта, надвигалась осенью 1919 года на Петроград.
Молодая Советская Россия тогда была зажата в тиски с разных сторон, риск поражения был велик , ведь армия была только недавно сформирована и мало обучена.
Поэтому «в обмен» на прекращение поддержки армии Юденича Антантой и Эстонией, в результате долгих дипломатических переговоров с Троцким, стране в феврале 1920 года была предоставлена долгожданная независимость.
На границе с Россией появилась самостоятельная буржуазная страна.
Ивангородская крепость тоже отошла Эстонии.
С тех самых пор на лафетах здесь стоят две пушки тех времен, которые новые хозяева крепости тогда направили на Петроград.
И еще они организовали на территории крепости карантинный пункт перед границей. По своей сути он мало чем отличался от концлагеря.
Из Советской России стремился тогда на запад поток напуганных людей, ставших на родине классовыми врагами.
При входе в крепость с целью дезинфекции у каждого входящего забирали верхнюю одежду и все личные вещи.
Зимой без теплых вещей в промозглых каменных стенах шансов выжить было мало. Поэтому покидали крепость на своих ногах немногие.
К сожалению в годы Великой Отечественной войны Ивангородская крепость, захваченная немцами, снова превратилась в концлагерь для военнопленных.
И на территории маленького города он был не единственным.
Три лагеря было тогда в Ивангороде!
Второй лагерь для евреев был через реку напротив Парусинки, которую немцы превратили в свой Дом Отдыха.
И был еще один концлагерь, который известен как «Сарай».
Там томились 120 русских женщин- военных врачей, которых немыслимыми методами склоняли перейти на сторону немецкой армии. Но даже приехавший для этой цели генерал Власов не смог их «убедить». Все они были расстреляны.
Самые страшные разрушения города и крепости оставили немцы при отступлении. Они взорвали 6 башен крепости изнутри, разрушив тем самым цитадель на 90%.
И сам город тоже был сожжен и разрушен.
По свидетельствам очевидцев, встречать Красную Армию из восьмитысячного города вышли две старушки. Одна выбралась из обгоревших развалин крепости, вторая - из леса...
Больше никого не осталось.
Новая граница с Эстонской ССР была проложена по реке Нарве 24 ноября 1944 года. Ивангород и Нарва с тех пор оказались в разных союзных республиках РСФСР.
Сейчас значительная часть крепости восстановлена, но есть стены и башня, которые по сей день стоят в руинах и напоминают о самой страшной странице истории Ивангорода.
На территории самой древней части крепости организован музей, который подробно рассказывает об истории Цитадели.
Прекрасная акустика и живописные виды каждый год привлекают в Ивангородскую крепость музыкантов и певцов.
Мариинский театр в 2012 году тоже выбрал колоритную Ивангородскую крепость в качестве живых декораций к опере «Князь Игорь»
По окрестностям разносилась музыка Половецких плясок, на траве у каменных стен стояли лошади . Происходящее было очень похоже на популярную ныне историческую реконструкцию.
Сумерки сгущались. Перед Ивановой ночью воздух такой густой и тягучий! Он насыщен июльским ароматом хмеля, что манит в лес искать цветущий папоротник и слушать пение эльфов. Нет, не сегодня …
Ведь впереди завораживающее зрелище! На том берегу затевается что-то грандиозное!
Студенту Тартуского университета Урмасу несказанно повезло. Он удачно оказался в той части смотровой площадки «Длинного Германа», что обращена к другому берегу.
Отсюда вся Ивангородская крепость как на ладони! А Пороховая башня совсем близко.
Урмас спустил на подбородок надоевшую за время пандемии маску. Какое счастье, что всё это заканчивается, и жизнь возвращается в нормальное русло.
Наконец можно видеть прекрасные лица девушек и улыбаться им.)
Он посмотрел вниз.
Ух ты! Вся набережная заполнена народом. Взгляды зрителей устремлены на ту сторону реки Нарвы.
Еще несколько минут ожидания, и женский хор из Петербурга начнет концерт. Они уже стоят полукругом на смотровой площадке Пороховой башни.
В сумерках засияли разноцветные лазерные лучи , рисуя на стенах старой крепости страницы ее истории. Музыка поплыла над рекой. Звук чистых женских голосов подхватило эхо и бережно понесло по разным уголкам Нарвы.
Девушки в голубых русских сарафанах и венках словно вышли из прошлого. Девичья гора снова сияла огнями .
Зрители на набережной тоже зажигали свечи и фонарики, покачивая ими под музыку. И было в этом простом действии столько понимания, доброты и поддержки, что как-будто и не было разделявшей людей реки. Не даром говорят, что музыка объединяет сердца.
Урмас смотрел не отрывая глаз. Там за рекой живут его двоюродные брат и сестра- возможно они тоже пришли на концерт...
Но какая-то неясная тревога не оставляла его.
Ему то чудился запах смоляной гари , то странные тени на стенах древней крепости...
Что это? Генная память?
Что теперь может случится плохого?
2021 год. Пандемия заканчивается. Впереди целая жизнь, и все будет хорошо.
PS
От Петербурга до Нарвы всего-то два с небольшим часа езды на машине . В Эстонском городе Нарве и по сей день проживает 85% этнических русских. У многих ивангородцев там много друзей и близких родственников.
До недавнего прошлого многие жители двух разделенных рекой городов переходили границу по мосту пешком.
Теперь чтобы попасть в пограничный Ивангород из Петербурга необходимо заранее заказать пропуск через МФЦ.
Его также можно оформить через сайт Ивангородской крепости-музея. В пропуске будет четко обозначен день , когда заказавшему разрешен въезд в Ивангород.
Сейчас проехать туда , просто показав загранпаспорт, уже не получится…
До новых встреч, друзья!
Всем терпения, взаимопонимания и доброты друг к другу