Привычно, что СМИ переписывают статьи друг у друга, тиражируя правду и ложь. Не все утверждения о мобилизации имеют под собой документальные основания или были озвучены отвечающими за призыв. Не исключено, что уже мобилизованные врачи будут разочарованы объективной реальностью, поэтому рассказываем про то, чего никто не обещал.
В Указе Президента «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» нет ни слова о мобилизации исключительно с анамнезом боевого опыты. В телевизионном обращении президент сказал, что «призыву на военную службу будут подлежать только граждане, которые в настоящий момент состоят в запасе, и прежде всего те, кто проходил службу в рядах Вооружённых Сил, имеет определённые военно-учётные специальности и соответствующий опыт». Под «соответствующим опытом» можно понимать профессиональный опыт и военные сборы после 5 курса, а «прежде всего» - всего лишь раньше других.
Министр обороны Сергей Шойгу по пунктам разложил: «Это не какие-то люди, которые никогда не видели и не слышали ничего про армию, это действительно те, кто: а) отслужил; б) имеют военно-учётную специальность, то есть ту специальность, которая сегодня нужна в Вооруженных силах; в) имеют боевой опыт». Мобилизация подлежат представители этих трёх категорий, но не требуется сочетания всех трёх критериев в одном человеке. Каждый врач владеет военно-учётной специальностью, и этого достаточно для любой волны мобилизации.
Мобилизации не подлежат только три специальности и это фундаментальная медицина: медицинские биохимия, биофизика и кибернетика с кодами специализации 30.05.01-03. Возрастные критерии призывников первой волны не озвучивались ни одним представителем Минобороны, поэтому врачей призывали из-за наличия медицинской специальности. Были «перегибы», когда мобилизовали 57-летних докторов, позже возвращённых с извинениями домой. Возвращённых не из-за солидного возраста, отнюдь, а по причине либо хронической болезни, либо опекающих детей-инвалидов, либо многодетных.
Теперь вопрос к каждому из нас: когда и извещался ли военкомат об изменениях в личной жизни? Как правило, делается это при постановке на учёт. Сообщаем ли о рождении детей, уходе за маломобильными родственниками, приносим ли заключения о хронических болезнях? Как комиссариату узнать о наших проблемах, если мы сами не считаем нужным ставить его в известность? Кстати, помните приснопамятный разнос министром Шойгу столичного военкомата, где не было ни одного компьютера? В военкоматах из-за секретности деятельности нет выхода в интернет и его сотрудники не шастают по соцсетям в поисках информации о запасе. Сообщите военкому про законные «отводы» от призыва и можете жить спокойно.
И ещё, военный журналист и признанный эксперт в вопросах СВО Юрий Подоляка заметил, что длительность подготовки перед отправкой на фронт – «учебки» определяется положением на линии соприкосновения. Завершающие укомплектование для направления в зону военных действий части, будут направлены раньше, прибывшие в них новобранцы тоже поедут. Поскольку неизвестно, будут ли врачи проходить подготовку или сразу направятся на прикрепление к военному госпиталю, следует иметь ввиду замечание эксперта.
В добрый путь и знайте, Родина не забудет отважных своих граждан и вряд ли простит дезертиров, тем более что закон об уголовной ответственности за бегство принят накануне частичной мобилизации.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача