Стереотип – это определенное убеждение или предположение (мысли) о ком или чём либо, основанное исключительно на их принадлежности к той или иной группе, независимо от их индивидуальных особенностей, основывающееся не на личном опыте, а перенятое извне.
Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, и в случае чрезмерного обобщения они применяются ко всей категории, которая подпадает под принадлежащую группу. Само по себе слово «стереотип» было изобретено и введено в обиход во Франции в 18 веке Фермином Дидо и обозначало копию печатной формы в виде пластины для печати многотиражных изданий. В том его понимании, какое оно имеет сейчас, «стереотип» был использован впервые лишь спустя 2 века, в 1922 году американским журналистом и деятелем Уолтером Липпманом, который изложил его в своей книге в негативном ключе, считая, «стереотипы» подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания.
Современный мир различает несколько основных видов стереотипов:
- Гендерные (мужчина/женщина)
- Этнические (национальные признаки, представления в духе «немцы пьют только пиво», «каждый американец любит фастфуд»)
- Возрастные ( молодой – значит неопытный, пожилой – значит немощный)
- Религиозные (язычники приносят Богам только кровавые жертвы)
- Социальные (все богачи жмоты, бедный значит неграмотный)
- Основанные на внешности (все бандиты лысые, если блондинка – то глупая).
Примечательно, что стереотипы далеко не всегда являются только как негативная черта личности. При желании их можно пустить и в нужное русло. Так, к примеру, в стереотипных исследованиях Южной Джорджии в США, учёные выбрали 2 группы испытуемых, женщин разного возраста и представителей азиатского происхождения. В ходе исследований обоим группам предложили пройти небольшой одинаковый математический тест, предварительно напомнив первой группе о «слабом восприятии женщинами точных наук» и о «отличном знании азиатами математики». Несмотря на довольно лёгкий тест, представители народов Азии справились с ним лучше женщин, что несомненно говорит как о вреде стереотипного суждения, так и о его пользе.
Стереотипы и стереотипное суждение формируются исходя из источников информации, которые мы ежедневно поглощаем, делая это в колоссальных объёмах. По ряду причин, из-за обособленности информации, недосказанности, неверного трактования или же наоборот, единичного и/или множественного опыта и ещё массы факторов и создаётся оценка субъекту или объекту, попавшего в информационное поле человека, отталкиваясь от которой всему другому, принадлежащему к данному типу, идёт аналогичное восприятие.
Как бороться с негативными стереотипами? Заменяйте их! Ищите альтернативу уже установленным критериям и суждениям. Скажем, вам крайне не нравится обслуживание в ресторанчике на углу вашего дома, в который вы постоянно ходите и где из раза в раз вас пытаются обсчитать или хамят. В связи с чем у вас складывается впечатление, что все официанты такие же. Найдите этому опровержение, посетив несколько других заведений!
Индивидуализируйте конкретный объект, подпадающий под ваши стереотипы, из-за кого или из-за чего у вас, собственно, и сложилось мнение о всей его группе. Выделите те черты, что заставили вас думать так обо всех и найдите этому достойное объяснение.
Вступайте в контакт. Ведите диалог, разговаривайте, узнавайте новое. Возможно, ваше суждение было лишь поверхностным, и оттого неверным. Здесь очень примечательна история одного американского мужчины, состоявшего в Ку-Клукс-Клане и завязавшего дружбу с темнокожим музыкантом Дэрилом Дэвисом, начавшуюся с простого завязавшегося диалога.
Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.
Ваш психолог, Чеченева Полина
#стереотип
#поведение
#мнение
#мышление
#паттерн
#гендер
#опыт
#русские
#психология
#люди