Найти тему

"Опять двойка" в картинах и примерах (не про Решетникова)...

Оглавление

... а про настоящие двойки. Откуда берутся, куда их девать и как вообще дальше быть тем, кто регулярно ощущает себя в декорациях знаменитой хрестоматийной картины. И детям, и родителям, и родственникам. И учителям, которые остались вне композиционного решения "Опять двойки", но незримо участвуют в ситуации.

Традиционные вопросы ответственных и заботливых родителей:
Он дома всё решает! Почему 2?
Как же так? Мы до ночи решали эти самые задачи!
Чем надо позаниматься?

Школьная неуспеваемость и огорчительные "двойки" у, в общем-то, смышленых и любознательных детей - почему, откуда и что с этим делать?

Проблема 1: Total control

В хит-параде причин печальных последствий лидирует именно этот стиль детско-родительских отношений - тотальный контроль. Под неусыпным надзором мамы, бабушки, репетитора или других взрослых ребенок пишет, а то и переписывает до идеального состояния все домашние задания. Как только контроль ослабевает, случается примерно вот это:

Анри Даргелас "Кругосветное путешествие" (1860). Изображение из открытых источников.
Анри Даргелас "Кругосветное путешествие" (1860). Изображение из открытых источников.

Результат:

  • не развивается волевая сфера - ребенок выполняет задание только при постоянном воздействии извне,
  • не развивается самооценка и критичность мышления - ребенок ждет оценки взрослого, а если ее нет, то посчитает работу любого качества достаточно хорошо выполненной,
  • не развивается внимание и внимательность - способность сконцентрироваться на задании, самостоятельно определить, что именно и как нужно сделать. Рядом всегда есть взрослые, которые дадут прямые указания, что, как и где записывать.

В итоге любые занятия становятся каторгой для всех и воспринимаются ребенком как неизбежное зло, лично ему не приносящее ни радости, ни удовольствия. Выполнить задание самостоятельно он просто не способен ни морально (не хватает воли и интереса), ни интеллектуально (не привык сам думать, планировать свою работу и объективно оценивать результат).

Что делать? Заменить тотальный контроль принципом "необходимого и достаточного действия".

Важно! Помощь взрослого не должна быть избыточной. От привычки переспрашивать то, что только что было подробно разъяснено придётся так же, как от любой другой вредной привычки. Предлагайте вспомнить то, что было сказано пару минут назад. Обращайтесь к памяти ребенка, хвалите его за умственное напряжение и приложенные усилия.

Необходимо приучать к тому, что вы контролируете результат, а не процесс. Взрослый помогает организовать работу и начать её: пояснить задание, ответить на возникшие вопросы, при необходимости - дать образец. После того, как разбор задания закончен, следует дать ребенку ограниченный промежуток времени для его выполнения и проверить результат. А что, если результата нет? А это значит, что мы наблюдаем вторую по популярности проблему.

Проблема 2: Отсутствие чувства времени

Вообще, эта проблема - возрастная норма для людей младшего школьного возраста. Да и среднего, чего уж там. Иногда восприятие времени плохо сформировано даже у взрослых. Если нет физиологических причин для этого, то такая беда - результат опять же благих намерений тех, кто "помогал ребенку с уроками" и вообще был рядом в первые школьные годы.

Как и любой другой навык, чувство времени необходимо развивать и формировать. Если человек живет исключительно по указке взрослых - у него просто нет необходимости таким навыком обзаводиться. Его жизненная позиция напоминает вот эту картину:

Франческа Ярбусова "Ёжик в тумане". Изображение из открытых источников
Франческа Ярбусова "Ёжик в тумане". Изображение из открытых источников

Время, как большая река, течёт себе и течёт, и несёт в неведомом направлении с неизвестной скоростью, пока не стукнет о бережок с фатальным "время для выполнения контрольной закончилось". А у тебя 1,5 задания из 5 решено и всё.

Что делать? Регулярно давать ребенку упражнения, которые помогают развить восприятие времени:

  • используйте песочные часы - они наглядно показывают течение времени в буквальном смысле этого слова,
  • обращайте внимание на продолжительность различных событий, интересных ребенку и значимых для него. Заодно можете пронаблюдать парадокс: 3 минуты ожидания на светофоре тянутся намного дольше, чем 3 минуты катания на аттракционе :)
  • составьте план, график, режим дня (как удобно) и старайтесь следовать ему. Если на выполнение домашнего задания ушло больше времени, чем было отведено - значит, эта работа "съедает" время для игр или человек отправляется в школу с тем объемом, который успел сделать, и получает соответствующие последствия,
  • займитесь тайм-менеджментом. Это интересно! Запишите продолжительность времени обязательных элементов режима, продолжительность которых нельзя изменить (сон, уроки в школе, занятия и т.д.), добавьте к ним перечень всего, чем еще хотел бы наполнить свой день ребенок. Обязательно укажите хронометраж всех событий и суммируйте. Вероятнее всего, получится намного больше, чем 24 часа. Будет повод обсудить, как распределить время и разные виды активностей.

Пример из жизни.

Молодой человек 11 лет с хроническим "зависанием" над домашней работой в "позе ёжика в тумане" неожиданно для себя понял, что для всех дел ему требуется примерно 38 часов в сутки. Пришлось делать выводы и большой план-график на каждый день на стену. Через год он уже успевал ходить на 2 кружка и курсы. Жизнь перестала быть чередованием сидения в школе на уроках и выполнения бесконечной "домашки". Не скажу, что это был лёгкий путь, но оно того стОило!

Проблема 3: В одно ухо влетело, в другое - вылетело.

Проще говоря - катастрофическая рассеянность. Вероятнее всего, тут универсального рецепта нет и быть не может. Причинами такого поведения могут быть очень разные явления:

  • особенность развития психических процессов (внимания, памяти, мышления) - несоответствие возрастной норме, например. Чтобы узнать, есть ли такая проблема, требуется консультация психолога,
  • восприимчивая, подвижная (лабильная) психика - человек увлекается случайными процессами и деталями, отвлекается на них. В памяти они перемешиваются между собой, создавая мозаику и лабиринт. Сюда же добавляются не менее неожиданно возникающие эмоции, которые могут не быть связаны с реальностью текущего момента (например, воспоминания о грустном событии, которое произошло позавчера). Если это узнаваемая картина - требуется первичная консультация психолога и невролога,
  • низкая мотивация и недоразвитие волевой сферы (в просторечье - "лень-матушка"). "Хочу" и "интересно" - единственные двигатели активности и познавательного интереса. Требуется организовать опыт получения радости и удовольствия от приложенных усилий, преодоления себя и достижения того, что казалось вообще ненужным. Это психолого-педагогическая задача, которую совместно решают психолог, родители и учитель.
И. Босх "Извлечение камня глупости" (ок. 1475-1480). Изображение из открытых источников.
И. Босх "Извлечение камня глупости" (ок. 1475-1480). Изображение из открытых источников.

Как видите, почти во всех этих ситуациях упоминается психолог как специалист, который может помочь определить уровень и качество развития психических процессов - внимания, памяти, мышления. Он не волшебник и не шарлатан, "камень глупости", как на картине Босха, вынуть не сможет. Но подсказать, в каком направлении нужно работать, чтобы справиться с проблемой - вполне.

В рамках этой публикации не будем рассматривать два варианта, требующих радикального решения - наличия особенностей ментального (интеллектуального) развития ребенка и профнепригодности педагога. В общем, подобные вот этой ситуации рассматривать не будем:

Кстати, картина "Опять пятёрка!" существует. Но написал её совсем не Фёдор Решетников, а Николай Заболотский:

Н. Заболотский "Опять пятёрка!" (1954) Изображение из открытых источников
Н. Заболотский "Опять пятёрка!" (1954) Изображение из открытых источников

Ни вам тотал контроля, ни ёжиков в тумане, ни потерянного времени. Как, впрочем, стиральной машины, кухонного гарнитура и других благ цивилизации тоже не наблюдаем. А ещё двойки начинались прямо с первого класса и уроки были сразу по 45 минут, как сейчас :) И читающие первоклассники в классах по 45-48 человек были огромной редкостью.

Так что при всех (иногда даже и объективных) жалобах на "сложную программу" и "плохие учебники", у современных детей намного больше шансов получать "опять пятёрки". Честное слово!

Про известную всем "Опять двойку" и малоизвестные факты об этой картине можно прочитать здесь:

А обо всем "сериале" картин Решетникова о школьниках - здесь:

#детская психология #школьная успеваемость #начальная школа #неуспеваемость #школьное обучение #проблемы образования