Отметки — неотъемлемая часть обучения. Хоть мы и говорим, что оценка — не показатель знаний, игнорировать пятерки и двойки достаточно сложно. Методисты онлайн-школы Тетрика рассказывают — как правильно реагировать на оценки и что делать, если ребёнок принес двойку.
Не ругайте и не наказывайте — поговорите с ребенком
Родители реагируют на плохие отметки по разному: одни активно поощряют пятерки — дарят подарки или устраивают праздничные выходы в кино, другие — ругают и наказывают за двойки, третьи стараются не обращать внимания на оценки. С хорошими отметками все понятно, но что делать, если ребёнок приходит с двойкой — разбираемся.
Займите сочувствующую и поддерживающую позицию. Скажите: «Ты молодец, я знаю, ты можешь гораздо лучше. Твои знания выше, чем эта оценка. В следующий раз у тебя обязательно получится».
Будьте дипломатичны. Если видите, что ребёнок прилагает усилия, но успеваемость не улучшается — подумайте, чем ему помочь. Может быть он не понял тему, потому что пропустил урок, когда болел или плохо себя чувствовал на самостоятельной. Возможно, у него проблемы с вниманием, или он боится отвечать у доски перед всем классом.
Помогите ребёнку. Если чувствуете, что пробелы в знаниях слишком большие и ребёнок сам и даже с вашей помощью не справится, обратитесь к репетитору. В онлайн-школе Тетрика помогут подобрать нужного специалиста. Он объяснит все непонятные темы, подтянет по предмету и вернет ребёнку уверенность в своих силах.
Мотивируйте ученика дома
Один из способов — «направленный диалог». Постарайтесь найти хотя бы минут 15 и просто поговорить с ребёнком не про школу, быт и успехи на кружках. Выберете слово или понятие и спросите, что по этому поводу думает школьник. Конечно, ориентироваться тут стоит на возраст: у младшеклассника спросите — почему деревья зелёные, у старшеклассника — что такое демократия и зачем она нужна.
Рассуждайте вместе, помогайте искать ответы, показывайте, что такое достоверные и ложные факты. Разрешите ребёнку выдвигать самостоятельные теории. Эти разговоры помогут понять, каким ценным, интересным и полезным может стать учеба. И цель её — вовсе не в отметках. А в тех крупицах знаний, которые делают жизнь интереснее.
Другой способ — так называемая «жетонная» система с позитивным подкреплением. По словам родителей, с которыми мы общались, мотивация детей через приятные события действительно работает. Положительное подкрепление сейчас вообще используется часто: бонусы, баллы за покупки, 10-я процедура в подарок и так далее.
Определитесь с целью: поход в кино, в интересное кафе или покупка книжки, игры, классных наушников. А дальше — собираем условные или настоящие звёздочки: за каждое самостоятельно выполненное домашнее задание, удачно написанную самостоятельную, ответ на уроке ребёнок получает мини-награду.
Когда он соберет 10,15,20 — получит основную награду. Она не должна быть чем-то очень дорогим, а путь к достижению цели должен быть не очень долгим. Оптимально: 10 значков — одно желание. После счёт возобновляется. Это может работать и с обязанностями по дому.
Да, оценки — не показатель знаний. Но они помогают родителям и учителям обратить внимание на проблемы, которые могут быть связаны и с учёбой, и просто с состоянием ребёнка. Не забывайте хвалить и подбадривать своего школьника. Мотивируйте, увлекайте и помогайте ему с учёбой. Например, с онлайн-школой Тетрика 👇
Запишитесь на бесплатное первое занятие и получите оценку текущих знаний ребёнка, индивидуальный план обучения и профессионального репетитора, который поможет ребёнку полюбить предмет.