Командующий 2-й ударной армии Власов, попавшей в окружение на Волховском фронте, сдался в плен 13 июля 1942 года. Об этом сообщило немецкое радио, но особого впечатления на Кремль оно не произвело. Власов не был первым. Только в первые месяцы войны к врагу угодили 62 генерала.
В Москве обеспокоились, когда немцы стали сбрасывать над нашей территорией листовки. В них Власов призывал красноармейцев сдаваться. Стало ясно, что генерал переметнулся на сторону Гитлера. Потом он стал формировать из военнопленных свою собственную армию, и тогда перебежчик стал восприниматься как опасный враг.
Между тем генерала Власова в Красной армии ценили, награждали и продвигали по службе. В первые дни 1941 года, когда рухнула наша оборона, его назначили командовать 37-й армией, оборонявшей Киев. Удержать город не смогли. Зато Власов отличился в боях за Москву. Его переход на сторону немцев был для Сталина личным оскорблением. Ему нравился этот генерал.
Уничтожить Власова, перешедшего на сторону немцев, было поручено наркому НКГБ Меркулову. Оперативники стали искать подходы к нему. Изучали его соратников в надежде, что-нибудь из них согласится покарать изменника.
Одним из таких людей был бригадный комиссар, бывший член военного совета 37-й армии, Георгий Жиленков. Он в октябре 1941 года пропал без вести, но потом оказалось, что был в плену. До войны он был секретарем райкома в одном районе Московской области. Чекисты решили завербовать Жиленкова и с его помощью убить Власова.
Они разыскали его жену и заставили ее написать письмо мужу. С этим письмом в район Пскова забросили группу НКГБ. Весточка из дома должно было доказать Жиленкову, что его семья не репрессирована и что ее благополучие зависит от его поведения. Бывшему секретарю обещали прощение, если он выполнит поставленное задание и ликвидирует генерала Власова. В документах НКГБ предатель значился под кличкой Ворон.
Меркулов приказал задействовать все возможности Комиссариата, которые имелись на оккупированной территории в Псковской области. Искали людей, которые были готовы замолить свои грехи и оказать помощь в ликвидации Власова.
Однако организовать покушение Меркулову так и не удалось. В этом не было большого значения. Не будь Власов, нашелся бы другой. Попавшие в плен красноармейцы надевали немецкую форму с нашивками РОА не ради Власова. Причины сдачи в плен советских людей в Кремле не анализировали. Всех их считали предателями.
В ходе войны в немецкий плен попало 5,24 млн. солдат. Из них 3,8 млн. в первые месяцы. Они попадали в котлы в ходе операций, которые летом 1941 года проводили генералы вермахта, умело используя танковые и моторизованные части.
Сталин не признавал сдачи в плен. 16 августа 1941 года вышел приказ № 270 за его подписью. Он требовал от красноармейцев в любой ситуации стоять насмерть и не сдаваться в плен. В Красной армии не существовало понятия «военнопленный». Командиры получили право на месте расстреливать предателей и паникеров.