Найти тему
РБК Тренды

Замглавы БКС — об инвестировании и финансовом анализе в новых реалиях

Эдвард Голосов, зампред правления по инвестиционному и страховому бизнесу «БКС Мир инвестиций», рассказал, как эксперты анализируют рынок сегодня и какие инструменты доступны российским инвесторам в текущей ситуации

Как анализировать рынок, когда все меняется

— Как организована работа аналитиков сейчас? На какие параметры, тренды, показатели, сферы они ориентируются при своей работе?

— Работа аналитиков кардинально не изменилась, сейчас они занимаются в большей степени сценарным анализом. Изменились факторы, которым они уделяют больше внимания. На первый план вышли инфраструктурные риски, о которых инвесторы раньше не думали: например, наложение санкций на Национальный расчетный депозитарий или заморозка денежных потоков у клиентов с западными «недружественными» активами.

Поэтому весь рынок по многим активам разбился на две части: есть внутренний российский рынок, где торговля идет в основном за рубли и перерегистрация происходит с использованием российских депозитариев, и есть западный контур, где используются расчетно-клиринговые системы Euroclear, Clearstream, DTC и др. Цены сильно различаются, а эти рынки между собой плохо пересекаются — например, мост Euroclear–НРД до сих пор не работает в полную силу.

Уже несколько недель наблюдается другая тревожная тенденция: западные финансовые институты ведут переговоры с российскими банками на предмет закрытия их корсчетов. Особенно это касается банков с повышенным санкционным риском. Западным финансовым институтам дешевле отказаться от российского бизнеса, чем проверять каждую транзакцию: кто платит, не под санкциями ли этот человек или предприятие и так далее.

В этих условиях мы в «БКС Мир инвестиций» были одними из первых, кто оценил важность этих рисков для наших инвесторов и предложил варианты диверсификации: предоставили инфраструктуру для инвестиций в альтернативные валюты — вроде китайского юаня или гонконгского доллара — и продукты в них. И предложили в целом присматриваться к азиатским рынкам. Для квалифицированных инвесторов у нас уже есть структурные продукты в юанях, и скоро мы запустим продукты управления активами в китайской валюте для всех категорий инвесторов. Также мы работаем над решениями и в других альтернативных валютах.

— Какие факторы, кроме геополитических, сейчас усложняют анализ рынка?

— Еще недавно влияние геополитики не было таким сильным, но сейчас она самым непосредственным образом влияет на российский рынок, потому что действуют санкции. Но есть и другие факторы.

С точки зрения глобальных рынков, мы только вышли из острой фазы пандемии коронавируса, и все понимают, что эта история не закончена. Дефицит рабочей силы, смена предпочтений потребителей, разрывы цепочек поставок, связей в экономике и бизнесе — эти последствия пандемии еще влияют на рынок. Также важна инфляционно-денежная ситуация в основных экономиках, она непростая. Во время пандемии власти стимулировали экономику, что привело к высокой инфляции.

Естественно, в такие времена повышается роль качественного анализа и инвестиционной экспертизы, поскольку ситуация усложняется. И каждый инвестор должен для себя решить: попытаться разобраться самому либо положиться на экспертизу профессиональных аналитиков и управляющих.

— Различается ли подход при анализе российского, западных и восточных рынков?

— Глобальных различий в подходе к анализу, пожалуй, нет, но есть некоторые особенности. При анализе российского рынка мы полагаемся преимущественно на собственную аналитику. Что касается зарубежных рынков, то в дополнение к нашей экспертизе, и так достаточно сильной, мы еще используем внешние материалы, которые нам предоставляют инвестиционные дома и аналитические агентства, работающие непосредственно на этих рынках. Такое сочетание позволяет выбирать из широкого многообразия наиболее интересные инвестиционные идеи.

Но подчеркну, что в любом случае аналитики БКС покрывают и российский, и зарубежный рынок: это важно, поскольку позволяет оперативно адаптироваться под текущую ситуацию и отвечать на новые запросы клиентов. Яркий пример — запуск торгов на СПБ Бирже азиатскими бумагами. Мы были первыми из крупных брокеров, кто предоставил доступ к этим активам своим клиентам. Безусловно, помимо доступа, необходимо было и аналитическое покрытие по этому рынку, которое «БКС Мир инвестиций» оперативно запустил. А в дополнение мы сейчас выстраиваем отношения с потенциальными партнерами — аналитическими домами из Азии, чтобы еще больше усилить качество анализа и инвестиционных идей, предлагаемых нашим клиентам. Мы ожидаем, что число азиатских (прежде всего, китайских) бумаг на СПБ Бирже будет расширяться. И мы также планируем предоставлять прямой доступ для торговли на азиатских биржах.

Какие инструменты сейчас доступны инвесторам

— Количество частных инвесторов в России превысило 21 млн человек. Как вы считаете, что будет с динамикой дальше?

— У инвесторов, несмотря на всю сложившуюся ситуацию, останутся те же потребности: сберегать, сохранять, инвестировать, откладывать на будущее.

В последнее время ситуация для российского инвестора усложнилась. Сейчас мы наблюдаем новые масштабы и санкционного давления, и его влияния на рынок. В такое время инвесторы делятся на две категории: больше половины из них становятся более консервативными и начинают искать соответствующие продукты, например, с защитой капитала. Другая группа инвесторов более толерантна к рискам и ищет, как заработать в период повышенной волатильности.

Наше дело — предлагать такие продукты, которые позволят, с одной стороны, защитить капитал, а с другой — воспользоваться новыми возможностями. Чтобы диверсифицировать портфели, инвестировать нужно настолько глобально, насколько это позволяет текущая ситуация с учетом инфраструктурных рисков. Так получилось, что БКС стал (насколько это возможно, потому что все участники рынка без исключения теряют из-за санкций и, естественно, предпочли бы, чтобы их не было) одним из бенефициаров сложившейся геополитической ситуации: в отличие от ряда других компаний, мы можем предложить инвесторам максимум из тех возможностей, которые сегодня есть как на российском, так и на зарубежном рынках. В этом году мы продолжаем наблюдать сильный приток новых клиентов, это десятки тысяч инвесторов с активами.

— Какие в целом инструменты сейчас доступны инвесторам?

— Если говорить о частных неквалифицированных инвесторах, то их возможности сейчас сильно ограничены в силу разных причин (как внешних, так и внутрироссийских), однако они есть. Помимо прямого инвестирования в акции и облигации это, к примеру, покупка паев ПИФов, оформление стратегий доверительного управления, где порог входа за последнее время существенно снизился. Так, у нас есть стратегии ДУ, где минимальная сумма начинается от ₽100–300 тыс. Инвестиции в фонды же вообще доступны каждому.

С 1 октября брокеры не будут исполнять поручения неквалифицированных инвесторов по покупке ценных бумаг компаний из «недружественных» стран. Однако инвестиций в паевые фонды, согласно разъяснениям Банка России, эти ограничения не касаются. Таким образом, текущая ситуация станет катализатором дальнейшего развития рынка коллективных инвестиций. Выходит, что ПИФы теперь чуть ли не единственная возможность для неквалифицированного инвестора диверсифицировать свой портфель за счет, например, качественных американских, европейских или японских ценных бумаг.

Вместе с тем наши управляющие подходят к выбору активов с учетом всех возможных рисков, в том числе санкционных и инфраструктурных. Новые продукты в области коллективных инвестиций ориентированы прежде всего на российский рынок, от которого можно ждать существенного роста в перспективе — просто хотя бы потому, что текущие цены российских активов уже отражают очень негативный сценарий развития ситуации. Кроме того, в ближайшее время мы дополним наши стратегии управления активами, номинированными в гонконгском долларе (сейчас пока на СПБ Бирже доступно только 12 таких бумаг, но их список будет расширяться) и юане (уже было несколько выпусков облигаций в китайской валюте крупными российскими компаниями).

Отмечу, что для широкого круга инвесторов сегодня есть и продукты с защитой капитала на базе инвестиционного страхования жизни. По сути это инвестиционный продукт, но в нем присутствует страховая составляющая, то есть человек получает дополнительную защиту. С февраля этого года многие западные инвестиционные дома ушли из России, и отечественные страховые компании без доступа к ним не смогли продолжать хеджировать продукты ИСЖ, привязанные к рыночным активам. Поэтому сейчас продукты ИСЖ зачастую похожи на депозиты как по ожидаемому доходу, так и по форме его выплаты (хотя депозитами, безусловно, не являются). Дело в том, что многие компании просто не в состоянии сделать интересную инвестиционную «начинку». В наших продуктах интересное для инвестора наполнение сохранилось. Мы даже запустили несколько новых решений - это продукты, по которым нельзя уйти в минус на горизонте инвестирования, а потенциальный доход выше, чем по банковским вкладам.

— Какие наблюдаются тренды в области обслуживания состоятельных частных лиц?

— Мы непрерывно ищем новые способы и решения, которые можно предложить инвесторам. Например, продолжаем развивать направление pre-IPO: прямо сейчас у нас есть несколько сделок, которые мы предлагаем квалифицированным инвесторам. Для состоятельных инвесторов это интересная инвестиция, предусматривающая возможность зайти в перспективный актив на этапе, когда его стоимость существенно ниже, чем будет в момент проведения IPO.

И в целом мы видим, что сейчас растет спрос на продукты с доверительным управлением, а также на структурные продукты. Последние — это по сути обещание эмитента заплатить в соответствии с определенной формулой: если цена актива достигнет какого-то заранее установленного уровня или останется в определенном коридоре, то инвестор получит купон по заранее фиксированной ставке. Обычно эти продукты выпускаются в виде форвардных или опционных контрактов, а также структурных облигаций. Их основное преимущество в наличии разных уровней защиты, в том числе 100-процентной. Продукт с защитой капитала позволяет инвестировать в активы и, если инвестор додержит этот продукт до даты погашения, он как минимум не потеряет свои вложенные деньги. А при многих позитивных сценариях — получит доход заметно выше, чем по депозитам. Но, к сожалению, сейчас структурные продукты для неквалифицированных инвесторов доступны только в очень ограниченном виде. А вот состоятельные клиенты, которые имеют статус «квала», такими инвестиционными решениями активно пользуются.

Как учитывать инфраструктурные риски

— На что важно обращать внимание при выборе того или иного инструмента?

— Один из факторов, который сейчас нужно учитывать, — это инфраструктурные риски. И неквалифицированному инвестору сложно самому оценить, какая ценная бумага проходит через какой депозитарий или клиринговую систему, как на них сказываются санкции. Это может привести, например, к тому, что купонные выплаты не пройдут, либо бумага вовсе заморозится. Управляющие же учитывают эти риски. Мы фактически переформатировали все наши ПИФы и стратегии доверительного управления, чтобы убрать активы, наиболее подверженные санкционным заморозкам или соответствующим рискам.

— Чем в целом отличаются ПИФы от стратегий доверительного управления?

— ПИФы сейчас — это по-прежнему очень интересный инструмент для широкого круга инвесторов, особенно тех, кто недавно пришел на рынок. От стратегий доверительного управления фонды отличаются тем, что они более зарегулированы и регламентированы, в них жесткие правила, например, сколько может быть денежных позиций, какой может быть экспозиция на дериватив, а каким — отдельный базовый актив. Доверительное управление имеет более широкие правила, у него меньше ограничений, и это позволяет создавать еще более интересные стратегии.

Также есть много других продуктов для состоятельных клиентов. Например, у нас для них есть услуга Advisory с повышенным уровнем кастомизации и учета предпочтений самого клиента. То есть, предлагаются не стандартные стратегии, а те, что сформированы на основе общения с конкретным клиентом, его отношения к рискам, горизонтов инвестирования, предпочтительных активов и того, в каком виде он хочет получать отчет. В стратегии Advisory план прорабатывается индивидуально, а диалог с инвестором происходит так часто, как ему самому удобно. Сейчас это продукт, в котором наблюдается самый большой приток активов.