Отличительной особенностью русской классической литературы 19 века является ее поучительный характер. Почти все выдающиеся отечественные писатели прямо или косвенно учили своих читателей, как надо жить. Многие из них исподволь или явно обличали недостатки власти, пороки современного им общества и предлагали своё видение тех или иных социально-экономических, внутриполитических и даже внешнеполитических проблем.
К сожалению (или к счастью?), развлекательный жанр как таковой не развился в отечественной литературе, где любознательный читатель при всем желании не найдет детективов, приключений, комедий, которые могли бы составить достойную конкуренцию западноевропейским аналогам. Вместо этого он раз за разом читает психологические истории о душевных метаниях героев, которые не могли найти себе применения в жизни вообще и в обществе – в частности. Можно выделить две причины этой любопытной особенности русской литературы золотого века.
Первая причина – историческая. До зарождения светской литературы в 18 столетии наша страна в принципе не знала такого жанра. Русский человек допетровской эпохи читал преимущественно религиозную, назидательную литературу, которая учила его православной вере и нравственному поведению. Развлекательные сюжеты бытовали в фольклоре, а в художественную литературу проникали в знакомой большинству читателей назидательной форме. Наши писатели-классики, заимствуя европейский опыт светских романов, все же оставались русскими авторами, которые впитав опыт предыдущих поколений, воспитанных на поучительной литературе, под новым углом продолжили старую традицию.
Вторая причина – проблемы современного писателям времени. Заимствуя достижения европейской литературы, авторы-классики пытались с их помощью поднять на щит актуальные вопросы российской действительности. Главной болезнью тогдашнего общества было крепостное право, которое тормозило развитие страны во всех сферах – политической, экономической, социальной и культурной. Поэтому все известные писатели бросили свои силы на художественное изображение внутренних бед, ставших следствием крепостного права. Разумеется, такая важная тема требовала серьезного, вдумчивого текста или, по крайней мере, острой и поучительной сатиры.