Оригинальные товары необычной формы привлекают к себе больше внимания, чем товары стандартной формы. В случаях, когда люксовые бренды выпускают товары необычной формы, у таких товаров есть шанс войти в историю моды. Именно таким товаром и является легендарная Saddle Bag, или сумка-седло, от #Christin dior. Сумка впервые была представлена в 1999 году при показе коллекции, созданной Джоном Гальяно для дома моды Dior. Saddle Bag до сих пор присутствует в каждой новой коллекции Dior.
В течение нескольких лет Dior пытается закрепить за собой право на форму Saddle Bag с помощью товарного знака. Но мировая практика такова, что стать правообладателем права на товарный знак для формы товара достаточно сложно. 7 сентября это еще раз подтвердил Апелляционный Совет Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского Союза, отказав Dior в регистрации формы Saddle Bag в качестве товарного знака для сумок на том основании, что знак не обладает различительной способностью, то есть ведомство пришло к выводу, что данная форма сумки не помогает потребителям установить ассоциацию с ее производителем - брендом Christian Dior.
Заявка на регистрацию формы Saddle Bag
Заявка на товарный знак для объемной формы Saddle Bag была подана в Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского Союза (далее - EUIPO) 24 марта 2021 года от имени Christian Dior Couture в отношении товаров 9 и 18 классов, в том числе для различных видов сумок, кошельков, косметичек, футляров для очков.
11 ноября 2021 года EUIPO частично отказало в регистрации заявленного обозначения на основании статьи 7(1)(b) Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Под различительной способностью понимается возможность товарного знака идентифицировать товары или услуги, для которых он зарегистрирован, как происходящие из определенного источника (например, производителя, в данном случае бренда Christian Dior), тем самым отличая данные товары или услуги от других источников происхождения.
Christian Dior описал заявленное обозначение в заявке, как "разносторонний треугольник со скруглёнными углами и с расширением слева", что, по мнению EUIPO, является описанием стандартной формы сумки, кошелька, косметички, которые, как правило, имеют прямоугольную или треугольную форму.
Таким образом, EUIPO пришло к выводу, что Saddle Bag является вариантом стандартных форм сумок, представленных на рынке, и потребители вряд ли каким-то образом смогут установить ассоциацию между формой сумки и ее производителем, если на сумке не будет никаких дополнительных отличительных элементов в виде логотипов или слов, именно на них потребитель обращает внимание, а не на саму форму товара. Чтобы форма товара обладала различительной способностью, она должна существенно отличаться от стандартных форм товара, которые используются в данной области. То есть ведомство сделало вывод, что форма сумки Saddle Bag с точки зрения потребителей является стандартной, функциональной и практичной - поскольку удобна для хранения предметов.
В итоге знаку было отказано в регистрации для товаров 9 класса "футляры для очков и чехлы для телефонов" и 18 класса "кожа и искусственная кожа, шкуры и меха животных, бумажники, держатели карт, портфели из натуральной или искусственной кожи, ключницы из кожи и искусственной кожи, сумки, дамские сумки, дорожные чемоданы, косметички".
Dior подал апелляцию на отказ в Апелляционный Совет, указав следующие аргументы в защиту того, что форма Saddle Bag обладает различительной способностью:
- товары от Christian Dior Couture, в том числе и Saddle Bag, являются дорогими товарами класса люкс, которые предназначены для состоятельных людей, а не для среднего потребителя. Как правило, при покупке дорогих товаров покупатель проявляет высокий уровень внимания и принимает решение о покупке только после тщательной оценки товара. Соответственно, потребители относятся с большим вниманием и лучше запоминают товары класса люкс, проявляя к ним внимание выше среднего уровня;
- форма Saddle Bag уникальна, поскольку впервые в истории моды форма сумки выполнена в форме седла для верховой езды, тем самым она значительно отличается от привычных и стандартных вариантов форм сумок;
- форма Saddle Bag значительно отличается от форм сумок, футляров для очков, чехлов для телефонов других люксовых брендов, которые обычно имеют прямоугольную форму.
В качестве примера, когда уникальная форма товара была зарегистрирована в качестве товарного знака ЕС, Christian Dior привели прецедент от 14 июля 2021 года, когда Общий Суд Европейского Союза отменил решение EUIPO об отказе в регистрации обозначения в форме помады в качестве товарного знака, тем самым признав, что объемная овальная форма помады Rouge G от Guerlain обладает различительной способностью и может быть зарегистрирована в качестве товарного знака. Суд пришел к выводу, что необычная форма помады будет вызывать у потенциальных потребителей удивление, а значит они выделят ее среди помады других производителей и будут воспринимать в качестве источника, указывающего на производителя, то есть на #бренд Guerlain.
Таким образом, по мнению Christian Dior, все элементы заявленного обозначения создают уникальную форму товара в виде седла для верховой езды, которая хорошо запоминается и идентифицируется потребителями, как принадлежащая модному дому Christian Dior Couture, а значит форма товара по своей сути обладает различительной способностью и может являться товарным знаком.
В дополнение Christian Dior предоставили доказательства, что форма Saddle Bag приобрела различительную способность вследствие интенсивного и продолжительного использования, среди которых финансовые отчеты, статьи в СМИ, отчеты о рекламных кампаниях.
Решение Апелляционного Совета
Но данные аргументы не оказались убедительными для полного преодоления отказа в регистрации.
Апелляционный Совет еще раз напомнил, что восприятие потребителями товарного знака в виде формы товара не обязательно такое же, как в случае восприятия словесных и изобразительных товарных знаков, которые не зависят от формы товара. Обычно потребители не могут догадаться об источнике происхождения товара, полагаясь только на его форму или упаковку без каких-либо изобразительных или словесных элементов, поэтому установить различительную способность объемного обозначения в виде формы товара сложнее, чем установить данный характер словесного или изобразительного обозначения. Соответственно, только форма товара, значительно отличающаяся от принятых форм в данной сфере, может быть признана обладающей различительной способностью.
Совет не согласился с аргументом о том, что повышенное внимание потребителей к люксовым товарам означает наличие различительной способности у данных товаров. За исключением заявленных товаров "кожа и искусственная кожа, шкуры и меха животных", которые действительно предназначены для профессионалов, проявляющих повышенный уровень внимания, остальные заявленные товары предназначены для широкой публики со средним уровнем внимания, которые вряд ли как-то особенно выделят форму Saddle Bag. Хотя некоторые заявленные товары могут быть действительно дорогими, среди заявленных товаров есть и товары с очень широким диапазоном цен, которые могут продаваться даже в сeпермаркетах и не иметь эксклюзивного характера, о котором заявляет Christian Dior. Более того, Совет объяснил, что критерий "уровня внимания выше среднего" не может быть использован для оценки различительной способности знака. Согласно практики в ЕС, для оценки характера различительной способности знака принимается во внимание общее впечатление, которое знак производит на потребителя.
Совет еще раз объяснил, что простого отклонения от стандартной нормы в данной области недостаточно, чтобы отменить отказ в регистрации. Чтобы #товарный знак мог выполнять свою главную функцию, а именно указывать на источник происхождения, разница между заявленным обозначением и стандартом должна быть значительной.
Таким образом, Совет подтвердил отказ в регистрации в отношении "сумок, дамских сумок, дорожных чемоданов, косметичек" и решил, что обозначение может быть зарегистрировано в отношении товаров "кожа и искусственная кожа, шкуры и меха животных, кошельки, бумажники, держатели карт, портфели кожаные и из искусственной кожи, ключницы" в 18 классе и "футляры для очков и чехлы для телефонов" в 9 классе, поскольку экспертизе неизвестно о каких-либо аналогичных товарах, которые имели бы аналогичную форму заявленному обозначению.
В итоге, Совет вернул дело в ведомство для рассмотрения вопроса о том, что заявленное обозначение приобрело различительную способность на основании длительного и интенсивного использования на основании статьи 7(3) Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001.
Борьба за получение исключительного права на форму Saddle Bag для самого главного для Dior товара - #сумки - продолжается.