Ещё позавчера вечером «Коммерсант» сообщил о выходе из строя газопроводов «Северный поток» (первого и второго). «Сначала произошла серьезная авария на «Северном потоке-2»… Вечером 26 сентября стало известно о падении давления и в обеих нитках газопровода «Северный поток-1».
Однако судя по последним заявлениям, это совсем не аварии. Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности РФ Алексей Гривач считает что аварии носят признаки диверсии. Такое заявление он делал ещё вчера, однако тогда он допускал несколько сценариев. Сегодня же он квалифицирует случившееся так.
«Я бы сказал, что это беспрецедентная атака на газовую инфраструктуру — «Рельсовая война».
Отметим, что о диверсии говорят не только российские СМИ и специалисты, но и европейские. В частности, об этом пишет немецкое издание Tagesspiegel со ссылкой на доклад федерального правительства. И приводит цитату своего источника в околоправительственных кругах: «Наши предположения больше не допускают сценария, при котором это не было бы целенаправленной атакой».
Судя по сообщениям в СМИ, речь идёт сразу о трёх повреждениях двух газопроводов. «Северный поток-2» разгерметизировался на участке в районе датского острова Борнхольм. Спустя несколько часов появились сообщения о двух утечках на газопроводе «Северный поток-1»: одна в датской, вторая — в шведской экономической зонах Балтийского моря, неподалеку от того же самого острова.
Есть сразу несколько обстоятельств, говорящих в пользу версии с намеренным повреждением газопроводов.
- Близость последних аварий друг к другу;
- Факт сразу 3 аварий, случившихся в один день;
- На прошлой неделе ФСБ РФ уже заявляла о сорванной попытке теракта на «…объекте нефтегазового комплекса, через который энергоносители поставляют в Турцию и Европу»;
Чтобы однозначно подтвердить факт диверсии, необходимо обследовать места аварий. Однако с этим могут возникнуть сложности. В частности, в отношении СП-2 ещё с февраля действуют санкции США. Кроме того, ранее, комментируя вопрос ремонта турбин на СП-1, Дмитрий Песков указывал на санкции как на обстоятельство, мешающее обслуживанию и стабильной работе газопровода.
Что же касается устранения последствий возможной диверсии, то тут разброс сроков очень велик: от нескольких месяцев, до нескольких лет. В любом случае, похоже, что зимует Европа без СП-1 и СП-2.
«Газ в настоящее время по ним и не шёл, но все понимали, что если будет «очень нужно/договорятся/и прочее-прочее» запустить их не проблема... Теперь этой опции нет. Но на этом фоне остаётся украинская ГТС. Текущий объём транзита там минимальный. Но всё те же опции «очень нужно/договорятся/прочее» возможно осуществить примерно в таких же объёмах, как на потоках. И с которой, по крайней мере до настоящего времени, ничего не происходит», — комментирует ситуацию энергетический эксперт Александр Собко.
Отметим, что идея запуска СП-2 в августе активно звучала в ФРГ: в пользу этого высказывались как СМИ, так и политики — скажем, вице-спикер Бундестага Вольфганг Кубики. Но теперь это в прошлом.
Однако Александр Собко напоминает, что ещё несколько лет назад «Газпром» планировал демонтаж части газопроводной системы, подводившей газ к точкам входа в ГТСУ. И вопрос лишь в том, в какой мере эти планы были реализованы.
Если да, то и через Украину экстренно нарастить поставки не получится. Не говоря уж о безопасности таких поставок. Куда более вероятен запуск маршрута «Ямал—Европа» —если на это согласится Польша, блокирующая его с апреля.
Самые интересные вопросы (кто взрывал, кто помогал?) пока без ответа. Однако нельзя отмахнуться от того, что в плюсе остались Украина и США — те, кто изначально был противником обоих газопроводов. Теперь они вне игры, не исключено, что навсегда.
А главное, что «война с РФ до последнего украинца» стремительно превращается в «войну до последнего европейца».
#северныйпоток #экономика #политика #россия #газ #северныйпоток2 #германия