Одна и та же информация, представленная по-разному, может привести к разным выводам. Это называется эффектом кадрирования. В этой статье я расскажу о его последствиях и способах его преодоления.
Эффект кадрирования — это когнитивное искажение, при котором мозг принимает решения относительно имеющейся информации в зависимости от того, как она представлена. Другими словами, одна и та же информация, представленная по-разному, может привести к разным выводам.
Эффект кадрирования
Хороший способ объяснить эффект кадрирования — это рассказать об исследовании психологов Дэниела Канемана и Амоса Тверски из Стэнфордского университета.
В своём исследовании учёные спросили участников, какое решение они выберут, чтобы спасти большинство из 600 человек, пострадавших от гипотетического заболевания.
Они предложили им следующие варианты:
- Вариант А: спасти 200 жизней.
- Вариант Б: Альтернативное решение, при котором вероятность спасти всех 600 человек составляет 33%, а шанс не спасти никого — 66%.
Учитывая эти варианты, 72% участников выбрали вариант А, потому что последний казался им слишком рискованным.
Затем психологи представили ту же информацию, но сформулировали её иначе:
- Вариант А: погибнет 400 человек
- Вариант Б: существует 33-процентная вероятность того, что никто не умрёт, и 66-процентная вероятность того, что умрут все.
Исходя из данной формулировки 78% участников выбрали вариант Б. Анализируя обе фразы, мы видим, что изменился только язык, но сообщение осталось прежним. Таким образом, исследователи повлияли на участников, и они выбрали другой вариант.
Причины эффекта кадрирования
Когнитивные искажения — это эволюционные стратегии, которые использует мозг для ускорения поступления информации и её последующей обработки с помощью эвристических правил (способов поиска решений проблем).
Хотя вы не всегда оказываетесь правы, быстрое принятие решений повышает эффективность обработки.
В любом случае было бы невозможно дать правильный ответ на тысячи решений, которые приходится принимать каждый день.
Как эффект кадрирования влияет на ваши решения?
- Сопоставление. Подразумевает сопоставление положительных качеств с отрицательными. Например, если бы вам дали на выбор эти два варианта, какой бы вы выбрали? Марка молока, которое на 99 процентов обезжирено, или молоко, которое содержит только один процент жира?
- Основа для рискованного выбора. Этот метод подчеркивает прибыль по сравнению с убытком, делая ваш продукт или инвестиции более привлекательными. Другими словами, акцент смещён на, что можно получить, а не на то, что можно потерять. Например, «60% выигрыша» звучит лучше, чем «40% проигрыша».
- Рамки для постановки целей. Эта метод использует предвзятость избегания потерь, с целью формирования желаемой реакции. Самый классический пример: «Не пропустите это предложение, оно больше никогда не повторится».
Когда варианты представлены с точки зрения того, что вы можете потерять, если не купите или не инвестируете, становится легче склонить вас принять поспешное решение.
Как этого избежать?
Вот несколько советов, которые помогут вам принимать более взвешенные решения и не попасть в рекламные ловушки.
✔️ Перефразируйте проблему
Чтобы преодолеть эффект кадрирования, иногда нужно просто переформулировать утверждение. Это значит посмотреть на него с двух точек зрения, принимая во внимание отрицательные и положительные стороны. Благодаря этому вы сможете принять более рациональное решение.
✔️ Соблюдайте психологическую дистанцию
Став чем-то вроде стороннего наблюдателя, вы сможете занять более беспристрастную позицию. Отложив свои эмоции в сторону, вы сможете лучше оценить ситуацию с более рациональной точки зрения.
✔️ Активизируйте своё мышление
Эффект кадрирования во многом обусловлен умственной ленью. В большинстве случаев вы не хотите заморачиваться и тратить время и силы на анализ всех факторов, поэтому предпочитаете принимать решения быстро.
Как я уже говорил, эффект кадрирования не всегда оказывает отрицательный эффект. В некоторых случаях он может сделать вас более эффективным и помочь получить лучшие результаты с меньшими усилиями. Тем не менее это не всегда так. Когда нужно принимать важные решения, необходимо отключить автоматическое мышление и перепроверить имеющуюся у вас информацию. Это значит задавать себе вопросы, искать дополнительную информацию и тратить больше времени на обдумывание ответа.