Найти в Дзене
ОССП оператор

Мусор на дорогах: глобальная проблема?

На автомобильных дорогах особенная трагедия для природы возникает из-за отходов, которые водители и пассажиры выбрасывают в окно или оставляют после себя во время остановок. Рассказываем, о ситуации с мусором в разных странах мира.

Источник фото: The Connexion, connexionfrance.com
Источник фото: The Connexion, connexionfrance.com

Когда дело заходит об экологии, обывателю часто кажется, что масштаб проблемы преувеличен. Но это вовсе не так: он настолько велик, что затрагивает многие страны.

Согласно исследованию международной компании Churchill Car Insurance, основными причинами, по которым автомобилисты мусорят на дорогах стали: привычка (25%), хотели прибрать в машине (21%), не могли остановиться или хотели сосредоточиться на дороге (20%).

По данным Google, чаще всего в мировом масштабе автомобилисты оставляют или выбрасывают на шоссе: бумагу (59%), консервные банки (16%), бутылки (6%), пластик (6%) и другие материалы (13%).

В США ежегодно около 50 млрд фрагментов мусора оказываются вдоль дорог, причем автомобилисты выбрасывают из окон машин почти половину этого объема. Экологические службы страны бьют тревогу: большой проблемой в США стали окурки - на их разложение уходит до 10 лет, тогда как они занимают почти 90% от всех выбрасываемых водителями отбросов, и пластик и бутылки (их разложение может занимать 1 тыс. и 1 млн лет соответственно).

Во Франции ситуация ещё пикантные: помимо собственных отходов властям приходится бороться со швейцарским "мусорным туризмом". В Швейцарии жители приграничных районов облагаются двойным налогом за выброс мусора. Чтобы сэкономить, они ездят выбрасывать мусор во Францию.

В Великобритании, несмотря на мировое лидерство в области борьбы с мусором, более 7,6 млн водителей признаются, что выбрасывали мусор из окна во время вождения (а сколько ещё не признаются!). Только за последний месяц каждый седьмой водитель (15%) мусорил за рулем.

По данным Минприроды России, ежегодно в России образуется около 8 млрд тонн отходов и каждый год эта цифра увеличивается.

К примеру, с дорог, обслуживаемых ОССП (где в рамках операторского соглашения предусмотрена утилизация мусора на некоторых участках), с начала 2022 года и по июль включительно подрядчики вывезли более 3,04 тыс. тонн отходов. В частности, на трассе М-4 "Дон" за этот период объем вывозимого мусора достиг 1,12 тыс. тонн (для сравнения: за весь 2021 год с дороги убрали 1,84 тыс. тонн отходов), а на магистрали М-11 "Нева" -  1,92 тыс. тонн (в 2021 году было собрано 2,98 тыс. тонн). На обеих трассах потенциально к концу года размер отходов будет выше показателей 2021 года.

Между тем, по данным комитета ГД по государственному строительству и законодательству, доля экологических нарушений, совершенных на дорогах или с помощью машин, составляет 11% от общего числа обращений поступивших в органы внутренних дел.

Выбрали меру пресечения

Пока наиболее эффективная мера борьбы с отходами на дороге - система штрафов. Она варьируется от страны к стране, но идея ее остаётся неизменной: в первый раз водитель получает условный, но жёсткий штраф, а при повторном нарушении его ждут проблемы, вплоть до конфискации автомобиля, общественных работ и даже тюремного заключения.

Одни из самых строгих правил в отношении мусорящих граждан в Сингапуре. В случае первого задержания нарушитель заплатит штраф $300 за мелкий мусор (окурки, обертки, бумажки) и $1 тыс. за более крупный (одноразовые стаканчики, пакеты). В "нагрузку" автомобилист может получить до 12 часов работы по очистке улиц. В случае повторного нарушения штраф составит уже $5 тыс., а провинившийся будет убираться в ярком жилете с надписью, рассказывающей окружающим о его нарушении.

Автор фото: Дмитрий Макеев, Wikipedia
Автор фото: Дмитрий Макеев, Wikipedia

Кстати, в июле 2022 президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит штрафы для тех, кто выбрасывает мусор на дорогу или обочину из автомобиля, мотоцикла или прицепа. Размер наказания зависит от нескольких факторов: статуса водителя (для физических лиц штраф составит 10-15 тыс. руб., для юридических и должностных - 20-30 тыс. руб.), наличия первого нарушения (при повторном - водителю придется выплатить в два раз больше, а должностных лиц и юрлиц ждёт конфискация автомобиля).

Для грузовиков ситуация ещё более ответственная - штраф может составлять от 40 до 200 тыс. руб. и также возможна конфискация фуры, из которой выбросили мусор.

Конечно, штрафы - не единственный выход. Зачастую водители могут намусорить из-за того, что не нашли бак для отходов, поэтому власти многих стран стремятся правильно организовать места их сбора и оптимизировать процесс сортировки, инвестируя в его переработку.