Найти тему
СмолГУ пишет

Поп-ит или симпл-димпл. А может Хаги Ваги? Как влияют на психику и развитие современные игрушки

Оглавление

Популярность антистресс-игрушек в последние годы активно растёт. Сначала это были «фиджет-спиннеры», которые стали знаменитыми ещё в 2017 году. Теперь, благодаря трендам соцсетей, известность получили «поп-иты», «симп-димплы» и «сквиши».

Источник: Depositphotos
Источник: Depositphotos

Ещё одна игрушка, ставшая популярной благодаря роликам из соцсети TikTok – Хаги Ваги, герой хоррор-игры Poppy Playtime. Это синий пушистый монстр с треугольной головой, большими красными губами и ужасающей улыбкой с несколькими рядами острых зубов. Детям нравится, а взрослые брезгливо сторонятся подобных персонажей.

Источник: mel.fm
Источник: mel.fm

Такие игрушки и антистрессы часто встречаются на прилавках магазинов и маркетплейсов.

Разбираемся, что это за игрушки и какое влияние они оказывают на психику.

Антистресс-игрушки. Что это?

На некоторых маркетплейсах в названии популярных сегодня антистресс-игрушек указывают, что они имеют отношение к педагогике Монтессори, которая основана на методе свободного воспитания, когда дети сами учатся и познают мир с помощью общей развивающей среды и игрушек. Советуют приобретать поп-ит или симпл-димпл для развития мелкой моторики ребёнка. Но что такое поп-иты, симпл-димплы и сквиши?

Поп-ит (pop-it) – большая «пупырка» – пластина с большим количеством бугорком, которые можно лопнуть с характерным звуком (напоминает лопанье пузырчатой упаковочной пленки).

Источник: Depositphotos
Источник: Depositphotos

Cимпл-димпл (simple dimple) – «простая ямка» – маленькая игрушка, похожая на поп-ит, но с меньшим количеством «пупырок».

Источник: pvproductions на Freepik
Источник: pvproductions на Freepik

Сквиш – упругая и очень мягкая игрушка, чем-то напоминающая губку. В большинстве случаев она изготовлена из полиуретана или мягкой резины. Сквиши всегда принимают свою первоначальную форму, независимо от силы воздействия на них.

Источник: SUNVERY
Источник: SUNVERY

Доцент кафедры педагогики СмолГУ Елена Бутырская отмечает, что такие антистресс-игрушки могут быть полезны как для детей, так и для взрослых.

Плюсов у таких игрушек достаточно.

Они могут заменить
деструктивные привычки (например, когда человек грызёт ногти или ручки, кусает губы); служат неплохим тренажером для снятия напряжения и усталости, небольшой разминки рук после письма или других однообразных занятий; помогут гиперактивным детям сконцентрироваться и расслабиться; позволяют повысить уровень тактильной чувствительности.

Но при этом нужно помнить, что анистресс-игрушки могут вызвать обратную реакцию. Если игрушки не окажется под рукой, то уровень стресса может даже возрасти. Так появляется стереотип на отвлечение от проблемы

Современные игрушки – это «антиигрушки»?

В последние годы в педагогике появился такой термин как «антиигрушка». Это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушки обычно статичны, искажают реальность и даже могут провоцировать агрессию», - отмечает Елена Бутырская.

Но при этом игрушки, подобные Хаги Ваги, всё-таки становятся популярными. Влияют ли они также сильно на психику детей, как антиигрушки? Об этом рассказала доцент кафедры общей психологии Мария Белугина.

Любой образ понимается ребёнком в контексте. Если мы расскажем про игрушку страшную историю, он может испугаться, если весёлую, будет хохотать. И это не зависит от внешнего вида. Кроме того, страшный образ может помочь выразить глубокие негативные эмоции ребёнка. Я не вижу в них ничего плохого в случае, если ребёнок сам их выбирает. Другой вопрос, когда взрослые навязывают ребёнку игрушку, видя, что она ребёнку неприятна. Как правило, дети любят игрушки не за красоту, а за некую внутреннюю суть. Часто они ассоциируют себя с игрушками или проецируют на них свои страхи и мечты.

Какие игрушки выбрать?

На рынке сейчас представлено довольно много игрушек, которые нравятся и детям, и взрослым. Если вам нужно подобрать игрушку в подарок, то вот несколько критериев, которые помогут вам выбрать хорошую игрушку:

  • Соответствие возрасту;
  • Внешняя привлекательность;
  • Безопасность, экологичность;
  • Ремонтопригодность;
  • Прочность;
  • Реалистичность и условность образа (при этом излишняя реалистичность не нужна, ребенок должен додумать эмоции, образ);
  • Цветовая гамма (реалистичность в этом случае важна);
  • Привлекательность действия с предметом;
  • Многокомплектность (например, набор одежды для куклы; набор оборудования для железной дороги);
  • Полифункциональность.