Популярность антистресс-игрушек в последние годы активно растёт. Сначала это были «фиджет-спиннеры», которые стали знаменитыми ещё в 2017 году. Теперь, благодаря трендам соцсетей, известность получили «поп-иты», «симп-димплы» и «сквиши».
Ещё одна игрушка, ставшая популярной благодаря роликам из соцсети TikTok – Хаги Ваги, герой хоррор-игры Poppy Playtime. Это синий пушистый монстр с треугольной головой, большими красными губами и ужасающей улыбкой с несколькими рядами острых зубов. Детям нравится, а взрослые брезгливо сторонятся подобных персонажей.
Такие игрушки и антистрессы часто встречаются на прилавках магазинов и маркетплейсов.
Разбираемся, что это за игрушки и какое влияние они оказывают на психику.
Антистресс-игрушки. Что это?
На некоторых маркетплейсах в названии популярных сегодня антистресс-игрушек указывают, что они имеют отношение к педагогике Монтессори, которая основана на методе свободного воспитания, когда дети сами учатся и познают мир с помощью общей развивающей среды и игрушек. Советуют приобретать поп-ит или симпл-димпл для развития мелкой моторики ребёнка. Но что такое поп-иты, симпл-димплы и сквиши?
Поп-ит (pop-it) – большая «пупырка» – пластина с большим количеством бугорком, которые можно лопнуть с характерным звуком (напоминает лопанье пузырчатой упаковочной пленки).
Cимпл-димпл (simple dimple) – «простая ямка» – маленькая игрушка, похожая на поп-ит, но с меньшим количеством «пупырок».
Сквиш – упругая и очень мягкая игрушка, чем-то напоминающая губку. В большинстве случаев она изготовлена из полиуретана или мягкой резины. Сквиши всегда принимают свою первоначальную форму, независимо от силы воздействия на них.
Доцент кафедры педагогики СмолГУ Елена Бутырская отмечает, что такие антистресс-игрушки могут быть полезны как для детей, так и для взрослых.
Плюсов у таких игрушек достаточно.
Они могут заменить деструктивные привычки (например, когда человек грызёт ногти или ручки, кусает губы); служат неплохим тренажером для снятия напряжения и усталости, небольшой разминки рук после письма или других однообразных занятий; помогут гиперактивным детям сконцентрироваться и расслабиться; позволяют повысить уровень тактильной чувствительности.
Но при этом нужно помнить, что анистресс-игрушки могут вызвать обратную реакцию. Если игрушки не окажется под рукой, то уровень стресса может даже возрасти. Так появляется стереотип на отвлечение от проблемы
Современные игрушки – это «антиигрушки»?
В последние годы в педагогике появился такой термин как «антиигрушка». Это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушки обычно статичны, искажают реальность и даже могут провоцировать агрессию», - отмечает Елена Бутырская.
Но при этом игрушки, подобные Хаги Ваги, всё-таки становятся популярными. Влияют ли они также сильно на психику детей, как антиигрушки? Об этом рассказала доцент кафедры общей психологии Мария Белугина.
Любой образ понимается ребёнком в контексте. Если мы расскажем про игрушку страшную историю, он может испугаться, если весёлую, будет хохотать. И это не зависит от внешнего вида. Кроме того, страшный образ может помочь выразить глубокие негативные эмоции ребёнка. Я не вижу в них ничего плохого в случае, если ребёнок сам их выбирает. Другой вопрос, когда взрослые навязывают ребёнку игрушку, видя, что она ребёнку неприятна. Как правило, дети любят игрушки не за красоту, а за некую внутреннюю суть. Часто они ассоциируют себя с игрушками или проецируют на них свои страхи и мечты.
Какие игрушки выбрать?
На рынке сейчас представлено довольно много игрушек, которые нравятся и детям, и взрослым. Если вам нужно подобрать игрушку в подарок, то вот несколько критериев, которые помогут вам выбрать хорошую игрушку:
- Соответствие возрасту;
- Внешняя привлекательность;
- Безопасность, экологичность;
- Ремонтопригодность;
- Прочность;
- Реалистичность и условность образа (при этом излишняя реалистичность не нужна, ребенок должен додумать эмоции, образ);
- Цветовая гамма (реалистичность в этом случае важна);
- Привлекательность действия с предметом;
- Многокомплектность (например, набор одежды для куклы; набор оборудования для железной дороги);
- Полифункциональность.