Экономические санкции могут быть действенным способом давления в крупном геополитическом противостоянии. Так, к примеру, Япония во Второй мировой войне в какой-то момент просто не смогла поднять самолеты в воздух – отсутствовала нефть. И это обеспечило союзникам господство в воздухе.
Основным поставщиком нефти и нефтепродуктов были Соединенные Штаты, но они, поддерживая воюющий с Японией с 1937 г. Китай, ввели против Японии нефтяное эмбарго, а также заморозили все финансовые активы. Именно это и повлекло за собой удар по американской военно-морской базе в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г., с которого Америка и вступила уже в настоящую войну, а не в опосредованную.
Японцы рассчитывали захватить зоны нефтедобычи на островах Малайского архипелага, чтобы скомпенсировать стратегическую нехватку ресурсов. Для этого они остановили продвижение внутрь Китая и стали наступать на юг, на Филиппины, тогда еще голландскую Ост-Индию (Индонезию) и англо-французские колонии Индокитая. Они двигались довольно быстро. 25 декабря 1941 г. японские войска заняли Гонконг, а 15 февраля 1942 г. – Сингапур. По сути дела, это означало крушение всей британской системы в этом регионе, да и всей Британской империи, как выяснилось еще через несколько лет.
10 января 1942 г. Япония формально объявила войну Голландии, которая была оккупирована Гитлером еще в 1940 г., и уже к марту заняла всю голландскую Ост-Индию. Была создана национальная администрация по типу подконтрольной японцам Маньчжурии и прочих коллаборационистских (можно даже сказать, «власовских») режимов. Индонезийская экономика была встроена в военно-экономическую машину Японии. Однако тягаться с промышленной мощью США сырая японская экономика, собранная по кускам со всей Восточной Азии, всё же не смогла. Медленное удушение Японии началось с лета 1942 г., когда ее войска потерпели поражение у атолла Мидуэй – это означало потерю инициативы и переход к обороне, что и стало началом конца ее военной кампании.
По материалам телеграм-канала «История. Прямо сейчас»