Первые разговоры о том, что Россия изучает возможность закупки иранских ударно-разведывательных БПЛА и барражирующих боеприпасов (ББП), начались ещё весной. К утечкам в западных СМИ о переговорах между РФ и Ираном добавлялись и факты полётов иранских транспортных самолётов в Россию. Говорили и о визитах российских военных делегаций в Иран, которые посещали базы беспилотной авиации, арсеналы хранения, заводы и КБ. Затем источники западных разведок заголосили о том, что полчища разных иранских БПЛА и ББП уже находятся в нашей стране, а расчёты заканчивают обучение. Дошло и до массового применения иранских беспилотников в специальной военной операции (СВО) ВС РФ.
Отрицание и подтверждение
Называли и марки закупленных аппаратов. Чаще всего упоминали ударно-разведывательный БПЛА Shahed-129 среднего класса, его несколько меньшего собрата Mohajer-6, ББП типа Shahed‑131 и Shahed-136 (это, по сути, один аппарат, просто разного размера, дальности и мощности) и Arash. «Шахед» – это и мученик за веру, шахид, то есть засвидетельствовавший свою веру в Бога делом. А «Мохаджер» – переселенец в другую страну, спасший таким образом свою веру. Иран – теократическое государство, и названия у них своеобразные.
Источники англосаксов, вероятно, были в самом Иране. Наверняка это были агенты не ЦРУ, а Моссада, который работает против Ирана очень плотно. Хотя, учитывая, сколько требуется времени на обучение расчёта да ещё и на чужую технику, становится ясно, что западные разведки узнали о сделке слишком поздно. Всё началось куда раньше. Но это лишь предположения.
Однако официально в РФ отрицали сделку с Ираном. Иранцы тоже сначала молчали, но затем немного приоткрыли завесу. Несколько недель назад командующий КСИР генерал Хоссейн Салами сказал, что Иран продаёт военную технику «первоклассной мировой державе и сейчас идёт обучение по её использованию». Нетрудно догадаться, кого он имел в виду, – вряд ли Иран что-то продал США. Но Россия до сих пор хранит молчание на этот счёт, хотя факты говорят о том, что совершенно зря. В Иране же вовсю расписывают успехи своих аппаратов и радуются нашим успехам.
Первые подтверждения
Первые подтверждения реального боевого использованию иранских ББП типа Shahed-136 пришли несколько недель назад из-под Купянска. Украинские источники опубликовали тогда фото обломков неизвестного барражирующего боеприпаса с надписью «Герань», якобы сбитого в районе этого города. Впрочем, никаких следов боевых повреждений на обломках не было, а их вид указывал на штатное срабатывание заряда. Так что сбили они его, видимо, целью, в которую он и попал. Затем такие фото посыпались как из ведра. Пошли сообщения о том, что «Шахеды», как их зовут в ВСУ, только в одной из украинских бригад за 2 дня уничтожили 6 артсистем разных типов, как советских, так и американских. Также появились сведения, что в артиллерийских подразделениях ВСУ на ряде направлений массово гибнут командиры батарей и дивизионов и СОБы (старшие офицеры батареи). Ну и склады украинских боеприпасов стали взрываться куда чаще обычного.
Опробовав новинку на прифронтовой полосе и в ближнем тылу, беспилотники начали применять для налётов в более глубокий тыл. Запах герани появился в Днепропетровске, Кривом Роге, Запорожье, Николаеве, Очакове, Одессе и Одесской области. Начали взрываться штабы, склады боеприпасов, утопили бронекатер и буксир. «Герани» оказывают и сильное психологическое воздействие – маленькие треугольные самолётики, издавая мотоциклетный звук, медленно и невзирая на стрельбу по ним, приближаются к цели и достаточно сильно взрываются. Зрители успевают натерпеться страху. В украинских военных блогах сейчас царят панические настроения.
Не «Шахед», а «Герань-2»
Интересно вот что. На обломках беспилотников нет ни единой надписи на фарси или латинице. На хвосте аппарата красуются русская надпись «Герань-2» и, вероятно, номер партии с трёхзначным числом. Возможно, что в России уже организовано производство таких аппаратов. Конструкция Shahed-131/136 такова, что их можно собирать в условиях почти полукустарного производства. Так что организовать его можно очень быстро. Даже не слишком технологичное производство способно штамповать такие аппараты десятками в день. Упрощённые варианты этих аппаратов созданы иранцами для йеменских хуситов, которые производят (раньше просто собирали) эти ББП в достаточно примитивных условиях. Они с блеском применяли их в войне с саудовской коалицией. Именно хуситский вариант «136‑го» поражал саудовские нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы. Вместе с собираемыми в Йемене из комплектов иранскими ракетами, конструктивно происходящими от советских «Эльбрусов». И вместе со столь же примитивизированной версией крылатой ракеты, опирающейся конструктивно на нашу старую Х-55, которую иранцы купили в своё время у Незалежной.
Сами иранцы использовали эти беспилотники для поражения израильских судов во время недавней взаимной диверсионной войны. То есть «Шахед-136» способен поражать и движущиеся цели. Запускается он с обычного переделанного под пусковую установку грузовичка, в котором помещается рампа на 5 дронов со стартовыми ускорителями. В какой-нибудь КамАЗ можно и больше впихнуть. Пуск засечь почти невозможно.
Просто, недорого, стильно
В производстве этих машинок в Йемене нет ничего удивительного. Там нет ничего сложного – композитный корпус из малозаметной на экране РЛС стеклоткани. Его можно делать на простеньком производстве. Там достаточно простая система управления и наведения. Двигатель на «Шахеде-136» поршневой, 4-цилиндровый, карбюраторный (4 карбюратора), воздушного охлаждения, двухтактный (то есть с маслом в бензине). Его мощность – 50 л.с. В общем, каждый, у кого в детстве был какой-нибудь мопед, с ним поладит. Двигатель китайский, с чего его содрали китайцы – бог весть, продаётся на ALI. А иранцы делают этот моторчик сами, и он очень дёшев. При этом очень экономичен, но шумноват – слышно этот «злой мопед», как его уже прозвали на фронте, издалека. Но зато на радарах его видно ничуть не лучше высокотехнологичной крылатой ракеты типа «Калибра» или Х-101 и прочих.
Shahed-136 имеет размах крыла 2, 4 м, длину 3 м и массу порядка 200 кг. Он обладает дальностью в разных вариантах от 1800–2200 км. По некоторым данным, даже до 3000 км и более, видимо, с уменьшенной боевой частью. Его боевая часть, по разным сведениям, до 50 кг, что примерно соответствует 100 кг авиабомбе. Она достаточно мощная, хотя до ракет и управляемых ракет тяжёлых РСЗО типа «Торнадо-С» или «Смерч» или управляемых авиационных или крылатых ракет – недотягивает. Но такое оружие очень дёшево, очень тяжело перехватывается и достаточно мощно и точно, чтобы поражать то, на что тот же «Калибр» просто жалко.
ВСУ почти ничего не могут сделать с «Геранями». ЗРК у украинцев осталось мало, и они их не видят. ПЗРК «мопед», похоже, не берут, а стрельба из пулемётов, малокалиберных пушек и автоматов очень малоэффективна, и попасть можно лишь случайно. Да и какой толк от сбития одного, если их прилетает сразу много?
Вопросы наведения
Наведение на цель у самого простого варианта такого беспилотника осуществляется по инерциальной навигационной системе и спутниковой системе навигации. Аппарат просто отправляется к цели и летит сам. В этом случае, если не получается его сбить, то только помехи спутниковой навигации могут заставить его промахнуться. Однако если где-то у цели находится наводчик на земле, либо другой беспилотник в воздухе, то сделать это уже невозможно – канал приёма информации у «Герани» тоже есть.
Движущиеся цели «Герань» может поражать, только если у неё есть либо вариант с головкой самонаведения (ГСН) любого типа, либо телевизионная или тепловизионная камера. Опять же в этом последнем случае нужен или другой БПЛА, или наводчик, потому что спутникового канала связи у аппарата нет. А связь с наземным командным пунктом, который бы навёл машину, осуществляется только на расстояниях порядка 250 км, если нет воздушной ретрансляции через БПЛА. Впрочем, можно и без камеры и ГСН попасть в медленно и предсказуемо движущуюся цель – при всё том же условии наличия БПЛА или наводчика у цели.
Именно для работы вместе с «Геранями-2» в России появились и другие иранские беспилотники. Уже известно о применении «Мохаджера-6» и «Шахеда‑129». Первый – аппарат уровня нашего «Форпоста-РУ» и «Корсара» или турецкого «Байрактара». Второй – уровня нашего «Иноходца» или американского Grey Eagle. Вооружены обе машины маленькими корректируемыми бомбами или ПТУР иранской разработки. Оптика на иранцах стоит достаточно хорошая. Из минусов можно назвать не очень большой потолок и то, что вооружить нашим оружием их вряд ли легко получится.
Можем ли мы сами?
Спрашивается, а у нас-то в этом классе что-то есть? Да. Российские беспилотники типа КУБ-БЛА, «Ланцет-1» и «Ланцет‑3» разных модификаций. Это опробованное в боях оружие. Их ещё с 2015 г. применяли в Сирии, сначала опытные варианты, потом малосерийные, а сейчас это уже крупносерийные изделия работают на фронте. Но дальность у них невелика – 100–130 км, а боевая часть – от 1, 5 до 4 кг. Поэтому «спецэффекты» не такие яркие, и поражаемая номенклатура целей совсем иная – автомобили, небольшие склады боеприпасов, БТРы, БМП, САУ, радары или отдельные группы людей.
В общем, иранские «Герани» и более крупные ударные БПЛА – конечно, отличная и очень недорогая поддержка. Становится ясно, что Иран может быть надёжным союзником России в отличие от некоторых сильно «братских» соседей.