Собрали подборку надпрофессиональных компетенций, которые будут полезны независимо от выбранной специальности для вас и вашего ребёнка.
Глобально все навыки можно разделить на две категории — hard skills и soft skills.
Hard skills — это «жёсткие навыки», которые есть в любой профессии. Например, для врача — это знание органов тела, а для строителя — умение класть кирпичи. Hard skills измеримы, нужны в определённой профессии и оттачиваются в вузе или на курсах.
Soft skills — это «гибкие навыки» и «надпрофессиональные компетенции», которые отражают личные качества человека. Например, рефлексировать полезно и учителю, и банковскому работнику. Soft skills неизмеримы, полезны в разных профессиях и личных отношениях, оттачиваются в течение жизни.
Родители могут помочь своему ребёнку развивать гибкие навыки. Например, дома, в гостях у друзей, на дополнительных занятиях или даже в школе. Для этого важно организовать некоторые точки контроля и нативно внедрять работу над soft skills в повседневную жизнь. Мы собрали гибкие навыки, которые наиболее важны для ребёнка.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать эмоции и намерения свои и других людей, также управлять ими. Помогает выстраивать коммуникацию за счёт понимания, как себя чувствует собеседник.
Как развивать:
- Чаще проводить время с людьми, стараясь понять, что они чувствуют
Например, по мимике, жестам, словам, интонациям.
- Наблюдать за своими эмоциями — как, почему и зачем они возникли
Например, «Сейчас я злюсь, потому что мама не разрешила играть в Dota до ночи. Хотя на самом деле наверное, она права. Мне завтра рано вставать в школу».
- Контролировать проявления эмоций
Например, не выплёскивать агрессию на собеседника, а прерывать диалог, чтобы успокоиться.
Что почитать:
- Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»
- Тревис Бредберри и Джин Гривз. «Эмоциональный интеллект 2.0»
Что посмотреть:
Критическое мышление
Критическое мышление — это способность взвешенно потреблять и перерабатывать информацию. Помогает проводить фактчекинг, рационально мыслить и формулировать аргументы.
Как развивать:
- Определять ролевые модели поведения одноклассников
Например, проанализировать, кто и почему в классе лидер.
- Задавать открытые вопросы, то есть те, на которые невозможно ответить «да» или «нет»
Например, «Как ты думаешь, почему главного героя фильма “Чудо” буллят одноклассники?»
- Пользоваться методикой «5W + H»
Например:
Что произошло: драка между старшеклассниками.
Почему это произошло: не смогли определиться, кто лидер в коллективе.
Кто об этом сообщил: их одноклассница.
Где это случилось: за школой.
Когда это произошло: вчера вечером.
Как это произошло: начали выяснять, кто лидер, не смогли договориться, решили встретиться вечером за школой для выяснения.
Что почитать:
Том Чатфилд. «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение»
Дайана Халперн. «Психология критического мышления»
Что посмотреть:
«Критическое мышление» от 4Brain
«Критическое мышление в информационный век» от Coursera
Стратегическое мышление
Стратегическое мышление — это понимание, чего хочет человек и как этого достигнуть. Помогает просчитывать риски, определять ходы, приоритизировать задачи и делать выводы.
Как развивать:
- Расширять кругозор в области психологии и работы мозга
Например, читать книги или смотреть лекции по теме. Интересоваться, как работает мозг, какие отделы за что отвечают.
- Учиться расставлять приоритеты
Например, «Сейчас поступление в МГИМО — это главное. Значит, мне нужно сдать ЕГЭ на 80+ баллов. Тогда в субботу вместо прогулки с друзьями я повторю неправильные глаголы, а встречу предложу перенести на воскресенье».
- Анализировать ситуацию изнутри и со стороны
Например, «Я злюсь, потому что недостаточно хорошо написал пробник. Это моё внутреннее состояние. Одноклассники не понимают, почему у меня нет настроения, значит, нужно объясниться и договориться, что мы поболтаем завтра».
Что почитать:
- Кеничи Омае. «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски»
- Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф. «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни»
Саморефлексия
Саморефлексия — это самоанализ поступков, поведения и мотивации. Помогает оценить и осознавать действия, принимать решения, что делать дальше, и отвечать себе на вопрос: «Почему так получилось?»
Как развивать:
- Ставить цели и анализировать пути их достижения
Например, «Я хочу купить новый телефон за 20 тысяч. Для этого я могу откладывать с карманных денег каждый месяц 2 тысячи. Через 10 месяцев я смогу купить телефон».
- Вести дневник поступков и поведения
Например, «Сегодня в моей помощи нуждалась мама на кухне, я помог, но не сразу. При этом ярко выражал своё недовольство»
- Записывать благодарности дня
Например, «Благодарен сегодняшнему дню за то, что была солнечная погода, интересно прошла алгебра, в журнале красуется пятёрка по физике и немного прогулялись с ребятами до моего дома».
Что почитать:
- Эдит Ева Эгер. «Выбор. О свободе и внутренней силе человека»
- Денни Пенман и Марк Уильямс. «Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире»
Принятие решений
Принятие решений — это способность выбирать лучшее из возможного. Помогает выгодным путём достигать целей, при этом эффективно используя ресурсы — время, финансы, силы, эмоции.
Как развивать:
- Учиться видеть разные пути
Например, выбирать одну вакансию из множества.
- Расставлять приоритеты
Например, «Мне нужно подготовиться к контрольной по физике, поэтому завтра я не пойду с друзьями в кино, а перечитаю пару глав из учебника».
- Обращаться к учителю или родителям не только с проблемой, но и с возможными решениями
Например, «Я не вымыл полы в своей комнате, но готов помыть за всеми посуду после ужина или вымыть полы завтра».
Что почитать:
- Чип Хиз и Дэн Хиз. «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете»
- Адам Фернер. «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»
Что посмотреть: