День предпоследний, 14 июля. О Зеленой тропе я узнала от женщины, которая подвозила меня в Иркутск еще от переправы с Ольхона. Теперь я гуляла по Иркутску, частично следуя зелёной полосе на асфальте. Возле одного из памятников, прочитав описание, я впервые в жизни попробовала отсканировать телефоном QR-код, и таким образом узнала о приложении izi.travel. Благодаря ему прогулка по Иркутску оказалась сверхинформативна. Приложение рассказывало мне буквально о каждом здании, а мне действительно чуть не каждый встречный дом хотелось сфотографировать. Ни в одном из посещённых мною городов России я не видела столь обширного и сохранившего свою атмосферу исторического центра. Многие дома, до сих пор населённые жильцами, до середины первых этажей ушли в землю, облупились и кое-где покосились, зато город, во всяком случае центр, не утратил своей самобытности.
Два совсем рядом расположенных храма на Нижней Набережной оказались удивительно непохожими друг на друга. Толстые белёные стены и низкие сводчатые потолки Спасской церкви напоминали своим стилем Золотые ворота Владимира (что логично, ведь церковь – часть несохранившегося Иркутского кремля). Спасский же собор от пола до теряющегося в высоте купола был покрыт многоликими фресками, как Ильинская церковь в Ярославле.
В Художественном музее приложение устроило мне полноценную экскурсию. Коллекция картин и статуй была очень неплохая, не по количеству, а по качеству. Из исторической части запомнилась картина «Моня на Днепре» - прямо ногами чувствовался горячий мелкий речной песок. Из современной экспозиции очень понравились суровые байкальские льды, а еще - солнечное пшеничное поле под названием «Хлеб». Вот некоторые примеры, разные по стилю.
Все картины вживую, конечно, выглядели намного лучше, чем вышли на фото. «Хлеб» аж светился.
Во временной экспозиции выставлялась корейская современная графика (на любителя, более-менее интересным мне показалось только яйцо), китайские династические портреты (очень даже, классно они умеют тонкими штрихами передавать живые человеческие лица) и гигантские японские вазы.
На музей писателя Распутина времени у меня не хватило, зато я чудом успела посетить обе усадьбы декабристов – и Волконских, и Трубецких. Случайным образом именно по четвергам музеи работали до восьми вечера вместо обычных шести. Интересным оказалось не столько осмотреть саму экспозицию, сколько вникнуть в историю жизни ссыльных семей. Я, очень мягко говоря, представляла её себе неверно. Возвращаясь через рынок домой (купила рыбы на подарок родным), я все дослушивала истории декабристов из izi.travel и была очень впечатлена. Не в смысле жалости (скорее наоборот, они жили куда лучше, чем я предполагала), а в смысле их влияния на жизнь всего региона того времени. Сейчас, уже в Нижневартовске, я случайно наткнулась на аудиокнигу «Губернатор Сибири» и прослушала её с большим интересом. Не из-за её художественных качеств, а из-за продолжения зацепившей меня темы Иркутска 19 века и жизни декабристов.
Дождь, зарядивший в 9 утра и к середине дня превратившийся в ливень, утихомирился только к вечеру, как раз когда я вышла из Дома-музея Трубецких. Под двумя дождевиками – костюмом и плащом - мне удалось спасти от промокания и одежду, и технику, но неприятно подмёрзли ноги.
Последние полдня, 15 июля. Последнее утро, в отличие от предыдущего дня, было до обидного солнечным. Я, опять-таки под экскурсию от izi.travel, прошлась по набережной до железнодорожного моста. Под его опорами Ангара закручивала мощные водовороты, радуя меня скоростью своего течения и абсолютной прозрачностью.
Поглядев на реку в последний раз, я отправилась на трамвае к конечной точке своего путешествия, в Иркутский дацан.
Впрочем, ничего особо интересного там не обнаружилось. Небольшая зеленая территория с довольно тесно расположенными строениями.
Сам дацан изнутри вполне ожидаемо выглядел куда более пышно и современно, нежели в Аршане. Я, как ни странно, тоже попала на время церемонии, даже засняла от скуки кое-что на видео. По окончании немногочисленный народ устремился в столовую, образовав очередь за позами. Меня это позное помешательство уже успело порядком достать, и я поспешила ретироваться. И что все так за этими позами бегают, очереди выстаивают? Пельмени пельменями. У Алёны, жены хозяина кафе на Малом море, я подробно о них выспрашивала. Ничего необыкновенного. Никаких мифических кусочков сала и прочих хитростей они туда не кладут. Фарш – обычная говядина, либо в смеси со свининой. Подумаешь, пельмени ручной лепки. Единственное что не сваренные, а приготовленные на пару.
До аэропорта мне было добираться очень удобно – всего несколько остановок на маршрутке. Поев напоследок иркутского мороженого, я благополучно улетела в Екатеринбург с очень короткой, со всего лишь часовой пересадкой в Красноярске.
Конец