Найти тему
Параллельная Россия

Магия потолков и лестниц в гостях у Станиславского

Оглавление

Помню, тогда у меня был очередной депрессняк на фоне происходящего вокруг. А уехать никуда не могла. Поэтому решила посмотреть что-нибудь прекрасное в Москве. Спросила совета у столичных знатоков, и они дружно отправили в музей Станиславского.

Не то, чтобы я была большой поклонницей...

...театра в целом и Константина Сергеевича в частности, но его дом очень впечатлил. Я там всё время вспоминала особняк Рябушинского, в котором жил Горький. История похожая, а впечатления от мест совсем разные.

То есть от сочетания пролетарской харизмы...

...Горького и модерновой эстетики Рябушинского был диссонанс — ну не дружат они друг с другом совсем. А вот Станиславский наоборот очень органично вписался в особняк XVII века — добавил ему шарма и атмосферности. Причём всё это ощущается до сих пор.

Там вообще будто не в музее...

...пространство очень живое, дыщашее, звучащее. Ух, как волшебно поскрипывает лестница — при реставрации специально трогать не стали. И все вещи подлинные — кажется, что Константин Сергеевич просто вышел ненадолго, и вот-вот вернётся.

Он поселился здесь в 1921-ом...

...выбрал дом из-за идеальной акустики в бальном зале, которая была необходима для оперной студии. Уже через год в этом помещении состоялась премьера оперы «Евгений Онегин». После этого зал стал называться Онегинским, а весь особняк превратился в филиал театра.

В нём репетировали, выступали...

...готовили костюмы, устраивали творческие встречи. Так продолжалось 17 лет — до самой смерти Станиславского. Почти сразу его жена Мария Петровна решила сделать в доме музей. Он открылся после войны, а директором стала дочь Константина Сергеевича — Кира Фальк.

Хотя здание интересно и само по себе...

...оно возведено в 1645 году, и на первом этаже можно увидеть — представьте только — даже белокаменные палаты. Всё то, что над ними, было надстроено в XVIII веке. А ещё через столетие потолки в помещениях расписали неизвестные крепостные художники.

Ну вы поняли — наверх смотреть обязательно...

...и все детали рассматривать тоже. Мне, кроме лошадок и птиц над головой, очень запали в душу деревянные готические шкафы, сделанные по рисункам Станиславского, и привезённое им из Италии для спектакля «Отелло» кресло сказочной красоты.

В предыдущей статье — удивительная история Сандунов. А все столичные заметки можно найти по хештегу #нина бакланова москва .

Чтобы не пропустить самые интересные истории о России, подписывайтесь на мой канал!