Найти тему

В поисках якутского Толкиена

Фото: сайт кинокомпании «Сахафильм»
Фото: сайт кинокомпании «Сахафильм»

Залы кинотеатров по всей стране стремительно пустеют. На фоне практически полного отсутствия голливудских кинолент внимание на себя обращают отечественные кинопроизводители – не только из известных киностудий, но также из регионов. Особенно на их фоне выделяется якутский кинематограф, который последние годы забирает призы на российских и международных кинофестивалях. «Октагон.Восток» на полях международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» обсудил с одним из основных современных кинодеятелей Якутии – директором государственной национальной кинокомпании «Сахафильм» Сарданой Саввиной историю регионального кино, проблемы его дистрибуции и опасения прокатчиков.

– В Якутии одни из самых долгих и суровых зим. Как снимать кино в условиях такого мороза?

– Бесспорно, зимы у нас длинные, почти девять месяцев, а большого бюджета нет, чтобы войти в павильон. Ведь надо строить декорации, тратить деньги. Поэтому любой создатель думает, как использовать натуру, тем более такую благодатную. И зимние истории стараются снимать зимой. Всё-таки мы люди Севера, знаем, как одеться правильно, есть свои какие-то фишки...

Главное, чтобы выдержал человек, а камера выдержит. Были даже такие картины, которые снимали в минус пятьдесят.

– Ранее в индустрии звучал тезис, что как раз из-за сурового климата и произошло такое бурное развитие якутской культуры, в том числе кино. Так ли это?

– Действительно, зимой у нас творчество бурлит. Мы очень любим наш театр, часто ходим на спектакли. А летом обычно народ саха уезжает куда-нибудь в деревню. Так что в этом есть какая-то толика правды.

«Вообще, что такое зима для народа саха? Фактически это символ смерти. Она очень суровая для нас, не все в древности выживали. И чтобы выжить, человек должен мечтать о чём-то светлом, тёплом, жизнеутверждающем».

– И зимой как раз-таки форма эпоса олонхо (Древнейшее эпическое искусство якутов. В 2009 году ЮНЕСКО включило олонхо в свой список «нематериального наследия человечества». – τ.) была очень популярна. Были сказители, которые ходили из деревни в деревню, попадали в якутские балаганы, где семья одна жила, оставались на ночлег и всю ночь рассказывали сказки.

– И ведь эти сказки могут стать неплохой основой для киносюжета?

– Огромная мечта якутских кинематографистов – когда-нибудь снять на основе якутского эпоса фэнтези. Потому что эпоса очень много, структура его понятна, как и в других эпосах мировых. Есть верхний мир, средний мир, нижний мир. В верхнем живут божества, в среднем – люди, в нижнем – что-то нехорошее. Противостояние добра и зла создаёт наш мир, и эпос как раз об этом. Всегда есть силы, которые крадут красивую девушку, и богатыри, которые её спасают. И когда-нибудь, мне кажется, эта история будет экранизирована.

Мы же сейчас взахлёб смотрим фильмы по Толкиену. А он придумал свои миры, основываясь на мировой мифологии, заметьте. Сериал «Игра престолов» туда же. У наших народов тоже есть свой эпос. И у самих русских, мне кажется, есть такие былинные истории, которые можно было бы довольно эффектно экранизировать.

Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится» кинокомпании «Сахафильм»
Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится» кинокомпании «Сахафильм»

– И получится не хуже, чем у голливудских кинодеятелей?

– Сейчас у всех такая проблема, что ушёл Голливуд, кинотеатр пустует, зритель не идёт. Мы зрителя 30 лет воспитывали на американском кино. Пришло время заполнить брешь своим контентом, а также чем-то из других стран, в первую очередь азиатских. «Меридианы Тихого» – один из таких мостиков. Японское, китайское, корейское кино здесь показывают. И, я думаю, кинотеатрам тоже надо в этом направлении постараться работать. Показывать российское региональное кино, а не только большие картины из центра.

Очень хотелось бы, чтобы кинопроизводители не отчаивались, чтобы продолжали работать. В своё время нас никто не хотел брать. Но последние 10 лет, когда мы активно участвуем, заявили о себе, ни один фестиваль не обходится без якутского кино.

– Но всё же наверняка какие-то трудности у якутских кинодеятелей существуют?

– Ситуация действительно не идеальна, важна работа кинотеатра со зрителями. Есть прокатчики, которые на свой страх и риск берут, но зритель не ходит, за исключением синефилов в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому мы стараемся делать дни якутского кино, такие шаги сближают. Мы сами всё оплачиваем, арендуем зал. Надеюсь, это должно принести плоды.

«Было бы хорошо, если бы в нашей сетке выходил фильм и параллельно стартовал во Владивостоке, в Хабаровске. Дальневосточники должны поддерживать дальневосточников!»

– А от многообразия кинематографа, когда есть якутское, башкирское, бурятское кино, мы становимся только богаче, сильнее.

– Не чувствуете некоторой несправедливости в распределении средств? Когда иные отечественные фильмы с примитивным и довольно спорным сюжетом получают многомиллионную поддержку, а регионам уходят копейки?

– Не будем вдаваться в подробности. Была у нас картина «Надо мной солнце не садится» – нашумевшая, кучу призов набрала, но мы так и не смогли выйти в прокат, потому что у нас не оказалось дистрибьютора, который решился бы вложить в это деньги. Боятся, что если нет пары каких-то известных российских лиц, они не смогут собрать кассу. Надо переломить это.

Но Минкульт РФ сейчас уже начинает двигаться в сторону регионов. Надеюсь, будут такие прецеденты.

У нас выходит классная картина – «Не хороните меня без Ивана». Получили чуть-чуть минкультовских денег, и «Сахафильм» вложился. Замечательная картина, очень душевная история, для всех зрителей подходит, о дружбе двух людей – русского художника и якутского крестьянина на фоне Якутии начала XX века. Очень философская, такая внятная картина.

– Посоветуйте несколько фильмов, которые стоит посмотреть тому, кто ничего не знает о якутском кинематографе.

– В первую очередь «Надо мною солнце не садится», о которой я уже говорила. Она есть в онлайн-кинотеатрах.

Мировоззрение народа саха можно понять, посмотрев картину «Царь-птица», – это победитель 40-го Московского кинофестиваля.

И из последнего – «Тыгын Дархан», историческая большая драма.

Также военная драма есть замечательная – «Рядовой Чээрин» – о знаменитом снайпере саха времён Великой Отечественной войны.

🎤Анастасия Ярошенко

🅾️Все материалы «Октагон.Дальний Восток»: khabarovsk.octagon.media

Якутск
4760 интересуются