«Камера –замечательный союзник. Она требует минимального обслуживания, но открывает доступ в мир бесконечных снимков», - подчеркивал знаменитый британский фотограф Мик Рок. Он фотографировал Дэвида Боуи, The Sex Pistols, Queen, Roxy Music, Blondie и других именитых артистов, за что получил прозвище «Человек, который снял 70-е». При этом Рок любил повторять: «Я согласен с утверждением Боба Дилана, что "нет успеха лучше, чем неудача". В моей жизни тоже было несколько ощутимых неудач, благодаря которым я добился успеха».
Бесспорно, Мик Рок – это настоящая икона рок-н-ролла. Находясь в самом эпицентре музыкальной сцены на протяжении десятилетий, фотографируя ярких представителей глэм-рока – Queen и Дэвида Боуи, пионеров новой волны и панка в лице Ramones и Blondie, Рок создал один из самых мощных и узнаваемых образов в истории.
Вначале он совсем не думал о фотографии. Мик родился в 1948 году в Лондоне, изучал литературу и современные языки в престижном колледже Гонвилл-энд-Киз в Кембридже. Там, по словам художника, у него пробудился интерес к английской и французской поэзии XIX века. В конечном итоге это побудило Рока сделать свои первые фотографии. «По какой-то причине, в молодости, - рассказывает он, - я связался с музыкантами, и люди начали давать мне несколько пенни за снимки, и это затем продолжилось. У меня никогда не было агентов, менеджеров и стилистов. Тогда у меня не было никаких бюджетов и больших гонораров за работу. Я просто получал немного денег за то, что делал».
Любовь Мика к искусству и фотографии, желание понять «душу музыканта» вдохновляли его на продолжение карьеры. «В те годы я был настоящим аутсайдером и жил на грани», - признавался он.
Его сессия с Сидом Барреттом, фронтменом группы Pink Floyd, была первой съемкой, в которой проявилась его визуальная чувствительность. «Эта съемка была очень важна для меня, - вспоминает Рок. – Потом Дэвид (Боуи) познакомил меня с Игги (Попом) и Лу (Ридом). Он был взволнован тем, что я дружил с Сидом Барретом. Тогда Pink Floyd стали довольно известными».
Успешно развивая свой неповторимый стиль фотографии, он видел в этих культовых фигурах рок-н-ролла нечто большее, чем просто музыкантов. Познакомившись с Роком в 1972 году, Дэвид Боуи сказал: «Мик видит меня таким, каким вижу себя я».
Хотя Мик известен своими выдающимися художественными работами, он также снял несколько клипов Боуи: «John, I’m Only Dancing», «The Jean Genie», «Space Oddity» и «Life on Mars».
Тем не менее особенную роль, по словам Рока, в его карьере сыграло сотрудничество с прославленной группой Queen. Ему всегда нравилось рассказывать историю их знакомства: «18 ноября 1973 года я был на концерте Queen в Имперском колледже, и я был просто поражен их профессиональной зрелостью. Это было великолепное шоу! Фредди выступал так, словно перед ним был стадион. Я еще не знал, сколько у них поклонников, однако те, что присутствовали на концерте, их боготворили. Первая сессия с Queen состоялась в декабре 1973 года. На моем первом фото ребята предстали обнаженными с короной» (из интервью журналу Rolling Stones, 2004).
В другом случае: «Конечно, съемки топлес были китчевыми, но это было полностью одобрено группой. Этот стиль соответствовал образу андрогинности, которого в те годы придерживалась Queen. Те фотографии сразу же привлекли внимание рок-прессы, но далеко не все отзывы были положительными. Не скажу, что это сильно волновало Фредди.
Группа была такой милой и хорошенькой, как группа школьниц, что, естественно, не осталось без внимания. Фредди верил в результат съемки, но вот другие участники группы вряд ли были так же убеждены. Но именно поэтому они пришли ко мне. Они хотели получить что-то в стиле "гламурного" образа full tilt, который я научился создавать».
Мик Рок рассказывает: «Фредди с большим энтузиазмом относился к фотосессиям, так как ему очень нравилось быть денди – свободные куртки и узкие брюки, совершенно особенный язык тела. Тем не менее ему нужен был определенный настрой перед работой на камеру, потому что он стеснялся своих выдающихся зубов. Поэтому с ним я вел себя гораздо спокойнее и обдуманнее, чем с другими людьми. Он внимательно следил за выражением моего лица и успокаивался, когда видел, что я спокоен и сосредоточен. Мы долго обсуждали с Фредди каждую нашу фотосессию, чтобы потом создать и запечатлеть то выражение лица и позу, которые он хотел получить в итоге. На моих снимках его рот всегда закрыт, но при этом Фредди выглядит очень естественно. Не думаю, что он бы плохо выглядел с открытым ртом, но он старательно избегал этого.
Однажды я спросил у Фредди, почему он не исправляет свой выдающийся прикус. Он сказал, что боится, что это повлияет на его голос. У него были лишние задние четыре зуба, которые выдвигали остальные зубы вперед. Он был большим эстетом, поэтому так или иначе переживал из-за этого» (из интервью журналу Grand Life, 2018).
Знаменитые фотографии Мика Рока с Queen (1974) вдохновили группу на создание своего выдающегося клипа «Bohemian Rhapsody». «Через год мне предложили придумать обложку для их второго альбома Queen II, - рассказывает Рок. - Пластинка считалась концептуальной, с особенным характером и философией, поэтому нужно было создать тему, которая бы четко представляла группу в черно-белых тонах. Мой друг Джон Кобал, который коллекционировал старые голливудские фотографии, показал мне изображение Марлен Дитрих из фотосессии к фильму "Шанхайский экспресс".
У меня было необыкновенное предчувствие. Это был идеальный образ для Queen: очаровательный, загадочный и классический. Я помню беспокойство Брайана и остальных, так как они не хотели казаться чересчур вычурными. Но решимость Фредди поколебать было невозможно. "Какая прекрасная мысль, я буду Марлен Дитрих!" - говорил он с восторгом» (из интервью журналу Rolling Stones, 2004).
«Для создания концепции я питался музыкой группы. Они не сомневались, что сделают свой новый альбом большим, поэтому от меня негласно требовалось создать что-то грандиозное.
Вначале Queen не понимали, что происходит в студии. Они постоянно бегали смотреться в зеркало, спрашивали, хорошо ли они выглядят. Потребовались усилия, чтобы всё оформить правильно. Брайан Мэй принес вуаль, которую мы натянули ему на голову для нескольких снимков. Мы также пробовали несколько ракурсов с Фредди. Он был в восторге от всего этого. Но были некоторые споры по поводу того, какой цвет – черный или белый – выбрать для обложки. Группу много раз обвиняли в претенциозности. Фредди было наплевать, но остальным, вероятно, нет. Тогда они решили, что черный снимок подходит им больше, потому что в то время они были неизвестной группой, а он создавал впечатление, что они большие звезды. В конце концов Фредди убедил остальных в правильности этой затеи. Если он чего-то хотел, он всегда мог убедить в этом других. Тем не менее они были рады, что сделали это» (из интервью Classic Rock, 2016).
«Когда они использовали эти фотографии для клипа "Bohemian Rhapsody", я почувствовал, что наша связь становится историей. Мне кажется, что я был единственным, кто отметил двойственность их музыки, в которой всегда были свет и тень, черное и белое. Между этими двумя полюсами существовало напряжение, которое можно сравнить с настоящим драматическим произведением.
Несомненно, работа над обложкой Queen II стала самой запоминающейся и любимой. Но всего этого не было бы без Фредди, который необъяснимым образом предугадывал все мои идеи. Подобные фотографии как нельзя лучше передают творческую свободу и дух рок-н-ролла» (из интервью журналу Rolling Stones, 2004).
В последующие годы Мик Рок работал с другими выдающимися звездами - Леди Гагой, Жанель Моне, Фарреллом Уильямсом и Snoop Dogg.
Его работы были представлены по всему миру, от персональных выставок в Лос-Анджелесе, Париже и Риме до престижных художественных ярмарок «Art Basel» (Швейцария) и «Paris Photo» (Франция).
Кроме того, было выпущено около 15 книг о фотографическом искусстве Мика.