Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа. СССР, 1991. Режиссер Виктор Садовский. Сценаристы: Валентин Ежов, Павел Которобай, Виктор Садовский. Актеры: Борис Щербаков, Владимир Стеклов, Ирина Малышева, Андрей Болтнев, Виктория Садовская, Андрей Толубеев, Игорь Горбачёв и др.
Эпоха Сталина притягивает российских кинематографистов. Фильм В. Садовского, как и картина Павла Любимова «Гол в Спасские ворота», обращен к драматическим закулисным перипетиям спортивной жизни 1940-х – 1950-х.
Сын Сталина, генерал Василий в исполнении Владимира Стеклова предстает на экране как бы уменьшенной копией своего отца. Правда, с более открытым упоением своей всесильной властью и неистовой тягой к горячительным напиткам и спорту. Футболисты и хоккеисты – как марионетки в руках их «лучших друзей» Сталина и Берии. Однообразные развлечения и попойки. Унижение человеческого достоинства...
Снова и снова повторяются в фильме кадры двойной жизни тех лет, когда официальная идеология провозглашала лозунги «идейно выдержанного» и «здорового образа жизни», но сами «идеологи» и «властители» придерживались совсем иных правил игры...
Виктору Садовскому не удалось создать картину класса «Моего друга Ивана Лапшина» Алексея Германа, хотя среди неплохого актерского ансамбля играет и германовский Лапшин – актер Андрей Болтнев. Фильм «Мой лучший друг...» получился по всем параметрам средним. Без особых психологических глубин, изобразительных изысков и парадоксальных монтажных решений. Но и без столь расплодившегося в 1990-х непрофессионализма. И за это спасибо...
Александр Федоров, киновед
Молох. Россия-Германия-Швейцария-Япония, 1999. Режиссер Александр Сокуров. Сценарист Юрий Арабов. Актеры: Леонид Мозговой, Елена Руфанова, Ирина Соколова, Елена Крамер и др. 0,02 млн. зрителей.
Весна 1942-го. Баварские Альпы. Где-то далеко на Восточном фронте идет война... Гитлер, любовница фюрера Ева Браун и его приспешники отдыхают. Никто из них еще не подозревает, что Третий Рейх рухнет уже через три года...
Александр Сокуров в своей излюбленной псевдодокументальной манере воссоздает один день из жизни диктатора. С его занудливыми разговорами, причудами и незамысловатыми развлечениями...
В итоге получился фильм со своеобразной пластикой и сдержанной актерской игрой, меланхолическими пейзажами и тоскливым дыханием Пустоты...
Не могу рекомендовать эту картину любителям развлекательного кино. Но поклонникам А. Сокурова, интересующимся истинной сутью Большой Власти, посмотреть «Молох» будет небесполезно...
Александр Федоров, киновед