Время прочтения: 5 минут.
Как обычный фармацевт изобрёл «Coca-Cola»
Бывший офицер Джон Стит Пэмбертон очень любил химические эксперименты, поэтому часто проводил время в лаборатории при своей фармацевтической компании в Атланте. Однажды он придумал простой рецепт густого и вкусного сиропа.
Дело в том, что Джона часто мучили боли от ранения, полученного во время Гражданской войны в США, и он никак не мог придумать лекарства, чтобы избавиться от них. Единственное, что хоть как заглушало его боль — морфий. Но он понимал, что на нём долго не протянешь, да и эффект от его действия становился слабее.
Джон довольно долго экспериментировал с кокой и винами, изготавливаемыми на ее основе, чтобы придумать альтернативу наркотику. Так фармацевту удалось создать «Вино Мариани» собственного приготовления с добавлением экстракта дамианы.
«Вино Мариани» — это кокаиновое вино и запатентованное лекарство, созданное в 1860-х годах Анджело Мариани. Весьма популярный напиток XIX в. в странах Европы и Америки, примерно как водка в России.
Напиток, названный в свою честь, Мариани рекламировал как средство для повышения производительности как для творческих работников, так и для спортсменов, и был одобрен многими известными людьми своего времени.
Полученный сироп не только помогал от болей, а и придавал сил и повышал настроение. Чуть позже, когда ввели «сухой закон», Пембертону пришлось заменить алкогольные составляющие на сладкий сироп из жжёного сахара.
Рецепт сиропа включал в себя 2 основных ингредиента: листья коки, из которых изготавливают кокаин, и кофеин из тропических орехов дерева колы. Помимо этого, в нём содержались и другие секретные составляющие.
Стоит отметить, что кокаин в то время не считался наркотиком, а потому продавался в свободном доступе. Его часто могли использовать вместо спирта для изготовления напитков. Считалось, что кокаин приводит организм в тонус и приносит удовольствие.
Вред кокаина для организма человека был доказан лишь в начале 20-го века.
Напиток пришелся по вкусу бухгалтеру Джона — Фрэнку Мейсону Робинсону, который неплохо владел каллиграфией. Впоследствии он и придумал простое, но броское название, соединив наименование двух основных ингредиентов напитка — «Coca-Cola». А также разработал фирменное начертание названия, то есть логотип. Между прочем, он дошёл до наших наших дней практически в первоначальном виде, претерпев лишь незначительные изменения.
«Coca-Cola» — начало популярности
8 мая 1886 года мир впервые попробовал Coca-Cola. Стаканы с чудесным сиропом продавались всего по 5 центов в крупнейшей аптеке Атланты Jacob’s Pharmacy. Поначалу деньги, вложенные в рекламу колы, не окупались ее продажами. В первый год ее покупали в среднем по 9 стаканов в день. Однако история полна неожиданных поворотов.
Как и другие великие изобретения, газированной Кока-кола стала совершенно случайно. Говорят, что у продавца по имени Уилли Венейбл просто закончилась вода, которой разбавляли сироп, а идти за ней в подсобку ему было лень. Поэтому он предложил посетителю смешать Кока-Колу с содовой. От чего покупатель пришел в полный восторг. Насыщенная углекислотой «шипучка» очень полюбилась населению, и с тех пор напиток подается только с пузырьками.
Также популяризации напитка помог сухой закон, введенный в Атланте в том же 1886 году: все больше горожан собирались в аптечных барах и обращали внимание на новый безалкогольный напиток, и спустя год к аппарату по розливу Coca-Cola выстраивались очереди.
Зарождение компании «The Coca-Cola Company»
К сожалению, создатель Coca-Cola умер через 2 года после ее изобретения, и не успел воспользоваться плодами своего успеха.
Рецепт сиропа Пэмбертона покупает начинающий предприниматель Аза Григгс Кэндлер, иммигрант из Ирландии, и таким образом, бизнес попадает в очень надежные руки. Кэндлер был образцом предприимчивого и напористого делового человека. В 1893 году он регистрирует торговый знак «Coca-Cola» и основывает одноименную компанию «The Coca-Cola Company».
Под руководством Кэндлера инновациям подвергся как продукт, так и способы его продвижения. Кэндлер на основе оригинального рецепта разработал новый. Это было сделано для того, чтобы Coca-Cola имела больший срок хранения и еще более насыщенный вкус. Помимо этого, в ее состав перестал входить экстракт кокаина. Вместо него добавляли уже выжатые листья коки без наркотика.
Кэндлер стал одним из первых предпринимателей, кто понял преимущества «торговой марки». Чтобы создать популярный и легко узнаваемый продукт, бизнесмен пользовался нестандартными решениями. К примеру, он поставлял в аптеки партию бесплатной «колы» в обмен на адреса посетителей заведения, которым по почте рассылал бесплатные талоны на приобретение напитка. Люди с удовольствием «пропускали стаканчик» даром и сами покупали добавку.
Так и начиналась история создания самого популярного бренда на планете, а что было дальше — мы с вами свидетели.