Найти тему
Земельные отношения

Что делать с заброшенными земельными участками

Оглавление

Уже не в первый раз ко мне обращаются с вопросом: что делать с заброшенным земельным участком? Волнует этот вопрос, прежде всего, соседей таких участков, испытывающих все “прелести” такого соседства. Как правило, заброшенный участок - это высоченные заросли травы, кустарника и, нередко, какой-нибудь древний покосившийся дом с разбитыми окнами. Такое соседство заставляет жить в состоянии постоянной тревоги, обусловленной риском возникновения пожара из-за сухой травы либо каких-нибудь неприятности от молодежи или бомжей, которые часто гостят в забытых своими хозяевами домах.

Заброшенное домовладение
Заброшенное домовладение

К сожалению, такие ситуации возникают и в частном секторе городов, и в сельских населенных пунктах и в СНТ. Соседям остается только посочувствовать. Жаловаться по сути некуда. В полицию обратится не каждый. Да и такие обращения к положительному результату не приводят. Одних прогонят, завтра придут другие. Жалобы в органы пожарного надзора также проблему не решают. Часто в таких случаях информация о собственниках участков отсутствует даже в Росреестре. А надзорным органам для применения санкций требуется конкретный субъект с паспортными данными и адресом места жительства. Если такой информации нет, соответственно, нет и возможности для принятия мер.

Какой-либо информацией о собственниках таких заброшенных и никому не нужных земельных участков и домовладений соседи не располагают. Нет понимания, а живы ли они? Есть ли наследники? Не говоря уже о том, чтобы кому-то позвонить и призвать к наведению порядка. Как поступить в этой ситуации и куда и, главное, как именно обратиться, судя по многочисленным обращениям, знают далеко не все. А ведь случаев, когда из-за таких соседей страдают нормальные люди, теряют свое имущество в результате пожаров, не мало.

Не всегда помогают обращения и жалобы в органы местного самоуправления, в местную администрацию. Зачастую ответы на такие заявления граждан содержат отписки о том, что сведениями о собственниках и наследниках администрация не располагает, получить такие сведения негде, полномочий наводить порядок (косить траву, ограничивать доступ в заброшенный дом и т.п.) у администрации нет. Деньги тратить нельзя - нецелевое расходование бюджетных средств. В итоге, длятся такие истории даже не годами, а десятилетиями. Люди, при этом, живут, как на пороховой бочке.

Что же делать?

Для решения данной проблемы следует все-таки обращаться в местную администрацию. Объективности ради, следует отметить, что до недавнего времени у органов местного самоуправления реальные возможности для розыска собственников или наследников заброшенных участков действительно отсутствовали. Федеральные органы власти, обладающие нужной информацией, предоставлять ее местными администрациями были не обязаны. В связи с чем, получение отписок на жалобы граждан относительно бесхозяйных домовладений было вполне обосновано.

-2

С середины 2021 года ситуация изменилась кардинально. Этому способствовал Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Этот закон предоставляет органам местного самоуправления недоступные ранее права на получение информации о физических лицах в целях установления собственников объектов недвижимости. К примеру, если ранее органы ЗАГС на запросы администрации о смерти того или иного лица отвечали отказами, то сейчас отдел ЗАГС уже обязан предоставить необходимую информацию. То же касается и всех остальных федеральных органов государственной власти и нотариусов.

Таким образом, органы местного самоуправления в настоящее время наделены мощным законодательным инструментом для поиска собственников и наследников заброшенных земельных участков, создающих угрозу причинения вреда здоровью и имуществу других граждан. Но пользоваться этим инструментом по собственной инициативе чиновники вряд ли будут. На то есть как субъективные, так и объективные причины. Таких заброшенных участков и домовладений в России по разным оценкам десятки, если не сотни тысяч. Ждать, что проблема сама собой разрешится, в данном случае, не стоит.

Система власти устроена так, что для решения той или иной проблемы необходимо конкретное обращение по конкретному вопросу, содержащее внятное требование. Поэтому, и в данном случае следует письменно обращаться в органы местного самоуправления. Такое заявление должно содержать краткое описание сути проблемы, включая адрес объекта (земельного участка или домовладения), любые известные сведения о собственнике, о состоянии объекта, о рисках, которые он несет для вас. И самое главное, требование об установлении собственника или наследника такого заброшенного имущества в соответствии с федеральным законом № 518.

Что можно ожидать в качестве результата такого обращения?

Во-первых, в результате действий администрации может быть установлен собственник заброшенного домовладения или земельного участка. Таких результатов, по моей практике, можно ожидать не ранее 2 – 3 месяцев после обращения. Данное время необходимо для подготовки запросов в различного рода инстанции и анализа полученных ответов. Установление собственника и его контактных данных – это самый удачный вариант развития событий. К такому лицу, ответственному за надлежащее содержание принадлежащего ему имущества, можно применять различного рода санкции, а также предложить продать его заброшенный дом и участок иным лицам.

Во-вторых, может оказаться и так, что собственник умер, наследников нет и предъявлять претензии некому. В таком случае, исходя из гражданского законодательства, имущество может быть признано выморочным и в порядке наследования перейдет в муниципальную собственность. Такая практика уже есть. С учетом продолжительности судебных процедур на это требуется довольно много времени – 1,5 – 2 года, как минимум. По итогам, администрация станет собственником такого имущества и постарается поскорее избавиться от него. Иначе, нести ответственность и расходы за такое имущество придется уже муниципалитету. Отчуждение от такого имущества возможно исключительно на торгах на конкурсной основе, что тоже неплохо для пополнения бюджета. Новый собственник приведет его порядок и будет использовать по назначению.

В-третьих, может оказаться и так, что прав на заброшенный жилой дом или земельный участок вообще ни у кого не было и в настоящее время такие права отсутствуют. Такое имущество может быть поставлено в Росреестр на учет в качестве бесхозяйного, затем в судебном порядке обращено в муниципальную собственность и реализовано на торгах. Продолжительность такой процедуры также 1,5 – 2 года.

Да, конечно, все это не быстро. Но, если ничего не делать, не обращаться в администрацию с соответствующими требованиями, проблемы заброшенных домовладений не будут и дальше решаться годами.

Желаю Вам удачи и добросовестных соседей по даче!

Пишите о том, не сталкивались ли Вы с подобными проблемами? Каким образом Вам удалось их решить?