Захотелось сравнить, наши достижения в костюмных сериалах с западными. О парочке их многосериек я недавно как раз писал. А тут повод подвернулся: вышел на телевизионные экраны “Собор”.
В любом повествовании самое главное - это сама история и ее герои. Сложно развернуть захватывающий сюжет с серыми действующими лицами, одно другому должно соответствовать. И вот в “Соборе” я как раз вижу разнобой. Александр Шевцов придумал в целом интересный сценарий со своевременными поворотами, моральными развилками, определенной логикой развития. А вот главный герой вышел совершенно неправдоподобного характера. То, что влюбился в дочку барина, ничего удивительного. Отношения между хозяевами и дворовыми бывали, хотя явно с креном в другое распределение полов: помещик с крепостной девкой. А сцена, когда Ваня сидит на бревне перед окном Маши, вообще напоминает мультфильм “Летучий корабль”. Это ж надо? Влюбился в царскую дочь!
Сейчас не буду углубляться в историческую психологию. Просто давайте признаем, что люди рубежа XVII-XVIII веков сильно отличались от нас. В искусстве этот факт часто игнорируют, ведь пишут и снимают для современников. Но, приближая эпоху к аудитории, важно не перестараться. Например, крепостной Иван внезапно показывает себя атеистом. Причем это не бытовое маловерие. Многие истово крестящиеся в церкви спокойно нарушают заповеди. У Ивана это осознанное отторжение Бога. Такое бывает только под сильным интеллектуальным влиянием или в результате углубленной мыслительной работы. Первый вариант маловероятен: даже Дидро еще не родился. Второй в общем-то тоже не вяжется с условиями жизни деревенского парня. То есть образ главного героя не вписывается в окружающий мир, они существуют сами по себе.
Снято без особого шика и размаха, но и тяжелой экономии не заметно. Такой финансовый и творческий середнячок. Подобные работы обычно находят своего зрителя, но всегда хочется чего-то большего. Думаю, не в этот раз. Ладно, мы все сейчас чего-то ждем. А сбывается не то, чего хотелось бы.
Читайте также: “Дом дракона”: огнедышащее средневековье