В 60-х годах название этой программы радиостанции «Маяк» знали все, кто искал потерянных во время войны родственников.
На государственном уровне такая работа велась. И довольно успешно. Но когда дело касалось маленьких детей, потерявшихся без документов, государство было бессильно. Некоторые были так малы, что не помнили даже своего имени. Все, что у них было – яркие, но смутные младенческие воспоминания: папа в галифе, скрипучая калитка или шелковичное дерево у дома, мамины руки, имена и особые приметы домашних… С таким набором фактов объявить официальный розыск невозможно.
Детский поэт Агния Львовна Барто совершила почти невозможное! Благодаря ее бескорыстной и неустанной работе воссоединилась почти тысяча семей. Вернее, их осколков….
«Звенит Звенигород»
Это слова из поэмы Барто «Звенигород». В этом городе был большой детдом, собравший детей, найденных на вокзалах и дорогах войны. Почитав поэму, Агнии Львовне написала одна женщина, безуспешно разыскивающая дочку. Умоляла найти девочку по приметам…. Агния Львовна попыталась – и у нее получилось! Материал об этом был опубликован в журнале «Огонек». После чего письма – от родителей и уже выросших детей – пошли валом:
Мой пятилетний сын Феденька отстал от поезда, когда эвакуировались. Примета у него – пальчик на левой руке оторван осколком….
Мы с дочерями были в Освенциме. Старшую сожгли… Ищу младшенькую, Шуру. У нее на ручке номер выжжен: 77325, выше локтя….
Я была очень непослушная, любила спать с кошкой. Однажды в колодец упала. Шрам между бровями – петух клюнул…
Папа работал каменщиком. У него были очень жесткие усы- кололись, когда он меня целовал. У нас дома жила морская свинка, однажды убежала и отец ловил ее сачком…
На «Маяке» была создана ежемесячная передача, где Агния Львовна читала письма и просила всех, кто слушает, записывать: факты, имена, припоминать сходные обстоятельства… Порой это приводило к изумительным результатам!
«Наша Григорьевна», Алла и Белла и другие
Люди находили своих близких буквально чудом. Барто рассказала о девочке Нелли Неизвестной – имя дано в детдоме. Все, что малышка помнила, что папу звали Григорием, жили рядом с лесом, мама заболела и лежала в сенях. Потом - только вокзал и детдом… Вскоре с Украины пришло письмо:
Агния Львовна, здравствуйте! Не дает мне покоя эта Григорьевна из Вашей передачи. Сердце чует – наша это Григорьевна! Она светленькая или темно-русая? Если русая, точно наша! И рядом с лесом мы жили, и мама в сенях помирала. Я сама ее в детдом сдавала, чтоб эвакуировали … Неужели увидим мы с братьями нашу маленькую сестричку!
Это и правда оказалась именно та семья….
Однажды найти друг друга сумели сестры, родители которых погибли. Девочкам погодкам на тот момент было 3-4 года, никаких документов. Одну взяла добрая женщина, дала ей новое имя, но девочка смутно помнила, что когда-то ее звали Белла, и была у нее старшая сестра Аллочка… Поиски инициировала Алла. Почти не веря в успех. Но когда женщины встретились, все сомнения исчезли – они были похожи внешностью, голосами, привычками, и сразу почувствовали родственную близость…
Таких пронзительных историй в книге Агнии Барто «Найти человека» - великое множество. Почитайте ее – такие книги возвращают веру в людей! А передача существовала на «Маяке» до 1973, пока интерес к ней не иссяк – времена прошли, война отдалялась все больше и больше….
P.S УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ДЗЕН ОТКЛЮЧИЛ МОНЕТИЗАЦИЮ. БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ ВЫ ПОСТАВИТЕ ЛАЙК И НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ) СПАСИБО, ЧТО ЧИТАЕТЕ МОЙ КАНАЛ)