В США, где, как известно, основную роль в регулировании хозяйственной деятельности играют органы власти на уровне штатов, поэтому организация процессов реновации отличается от штата к штату.
Например, в штате Калифорнии процесс реновации (редевелопмента) происходит при непосредственном участии и под руководством государственной организации – Агентства по редевелопменту.
Первым этапом на пути проекта редевелопмента является определение законодательным органом штата ТЕРРИТОРИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ, с инициативой о выборе которой может обратиться любое заинтересованное лицо.
После проведения обследования определяется ПРОЕКТНАЯ ЗОНА, которая может быть меньше, чем территория обследования, но не может быть больше нее.
Затем подготавливается ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН редевелопмента, который включает:
· описание границ проектной зоны (текстовая и картографическая часть);
· цели и задачи редевелопмента;
· сведения о предполагаемой застройки (виды функционального использования, предварительная планировка, стандарты застройки, предполагаемая плотность застройки и населения);
· соответствие проекта редевелопмента общей направленности генерального плана;
· описание воздействия предлагаемого проекта на окружение.
Подготовленный предварительный план ОБСУЖДАЕТСЯ как с государственными органами (налоговыми, и в частности), с организациями, наблюдающими за охраной окружающей среды, так и с представителями БИЗНЕСА и НАСЕЛЕНИЯ, в частности, с общественными группами и объединениями.
В зависимости от масштабов и особенностей проекта послле консультаций может быть создан специальный КОМИТЕТ проектной зоны с включением в него представителей всех заинтересованных сторон.
Процесс подготовки плана редевелопмента завершается публичными слушаниями, после которых предлагаемый план редевелопмента должен быть утвержден законодательным органом штата.
Утверждение плана редевелопмента законодателями позволяет Агентству по редевелопменту начинать процесс его практической реализации.
Что важно из приведенной краткой справки (при ее подготовке использованы материалы Института экономики города)?
Первое. ПУБЛИЧНОСТЬ подготовки и утверждения плана редевелопмента, включая выбор территории для развития, разработки и согласования предварительного плана, проведения ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ.
Второе. Активная роль региональных органов управления в подготовке и реализации планов редевелопмента, не перекладывание ответственности на застройщиков-девелоперов.
Третье. Привлечение населения к обсуждению плана и учет влияния реализации плана на ОКРУЖЕНИЕ.
Как видим, есть что учесть при разработке отечественных механизмов и процедур реновации, о ПРОБЛЕМАХ которой – в следующей публикации.