Вот такую историю рассказал Валерий Аванесов:
Что сарбозы, что царандой то ещё воинство. Наши рейды проходили успешно, если о них не знали зелёные. А вот кишлаки шмонать, тут они первые, тащили всё что попадёт под руку. Ну что тут добавить, если рота наших пацанов, деблокирует попавший в засаду батальон зеленых и заканчивает за них работу. Но были среди них и нормальные мужики, но мало. Большинства из них скорее всего уже нет в живых, или свои же при частых бунтах и переходах на сторону душманов, или уже талибы.
Где ты сейчас туран (капитан) Гулам Сафдар, Гена как он себя называл, командир роты командос (афг.десантура), до мозга костей идейный паренёк, почти без акцента разговаривающий на русском языке, читающий наизусть Пушкина, Блока, моего любимого Есенина, закончивший Рязанку. Может успел уехать в Россию, как многие идейные афганцы.
Мне кажется, он был из не бедной кабульской семьи, это было видно по его манере говорить, по жестам и поведению. Скорее всего он был из молодых бунтарей у кого в кумирах были Камо, Че Гевара. А я не очень много знаю о нём. Особисты не очень-то и поощряли тесные контакты с зелёными, да и не очень тянуло общаться с ними, темнота полная, многие не знали, что такое футбол, кино и т.д. Кругозор в пределах кишлака, многие узнали, что есть в Афганистане и другие провинции только в армии.
Но Гена был другим, видно с интеллигентной семьи, начитанный и боевой парень. Но он больше общался с офицерами. как то мой ротный сказал: Если бы, вы зелёные, были бы такими, как Гулам и его банда, то нам было бы не чего здесь делать. Встречались несколько раз на войне, говорили, что был три раза ранен, возвращался в строй, идейный, построить маленький Советский Союз у себя в стране, было его мечтой.
Ну вот вроде и всё что я знаю о нём, да ещё, как-то сидим на привале, я, Серёга мой взводный, Шурик узбек, Грек, к нам подошёл Гулам, его рота расположилась где-то рядом, присел к нам, поговорить за жизнь. Происходит такой диалог. Взводный: Гена друг прочитай нам, что-нибудь ну, например, Хайама.
Гулам: Нет, лучше я прочту поэму Горького, как раз момент такой.
Тут типа самый умный, встреваю я: Горький писал прозу!
- Нет сержант, а как же "Буревестник", это же поэма! Такая вот история, к моему стыду, я совсем забыл об этой поэме в прозе.