Найти тему
Pressaparte.ru

Густлик зарядил свой последний снаряд

Оглавление

Экипаж самого знаменитого танка на советском пространстве потерял заряжающего

Фото: кадр из фильма «Четыре танкиста и собака»,
Фото: кадр из фильма «Четыре танкиста и собака»,

Конечно, речь о танке с позывным «Рыжий», состоявшем из четырёх танкистов и собаки. В советские годы об этом кинофильме и обаятельных танкистах знали все дети и взрослые, которые хоть раз бывали в кино или смотрели телевизор. И вот два дня назад экипаж потерял своего заряжающего Густлика – польский актёр Францишек Печка умер в возрасте девяноста четырёх лет.

По сценарию фильма «Четыре танкиста и собака» в экипаже трое польских танкистов и один грузин, а ещё овчарка по имени Шарик. Роль заряжающего Густава Еленя или Густлика, как его звали и герои фильма, и зрители, сыграл Францишек Печка. Впрочем, других членов команды, даже русских, также играли польские актёры, в том числе роль механика-водителя Григория - грузина по национальности (Влодзимеж Пресс).

Все главные герои фильма после 1966 года, когда первые серии фильма вышли на экраны стран социалистического лагеря, стали невероятно популярны у миллионов граждан, прославив тем самым и Польшу, и вклад немалой части поляков в Победу над фашизмом. Весь фильм снят польскими кинематографистами, режиссёрами Конрадом Налецким и Анджеем Чекальским, по сценарию польских сценаристов Януша и Марии Пшимановских и Станислава Воля. Всего в фильме задействованы были 65 актёров, лишь несколько из них были немецкими и советскими артистами – (Александр Белявский и Пётр Высоцкий).

Францишек Печка – высокий, мощный, с виду даже несколько угловатый, с ролью Густлика - весельчака по жизни - справился на все сто процентов. Зрители из главных героев сразу запоминали троих – Янека (Януш Гайос), Марусю (Пола Ракса) и Густлика. За внешним балагурством Густлика скрывалась довольно сложная линия судьбы – служба в германском вермахте, потом героический переход на сторону польских войск, сражавшихся в составе Красной Армии – куда Густлик пришёл не с пустыми руками – пригнал танк. К тому же в экипаже Густлик оказался самым старшим по возрасту.

С начала 90-х и про знаменитый фильм, и про прославленную команду актёров, режиссеров, сценаристов в угодившей в капиталистический капкан Польше постарались забыть, стереть из памяти общества, из телевизионных и киношных программ. Сейчас картина и вовсе под запретом. Польская молодёжь и нынешние дети, конечно, и об этом фильме, и о других, снятых в социалистический период, ничего не знают. Люди старшего поколения ещё нет-нет да вспомнят, что был такой киносериал «Czterej pancerni i pies», и что играли там и Францишек Печка, и Януш Гайос, и Пола Ракса и многие другие знаменитые польские актёры и актрисы. И ведь хорошо играли – отличные образы создавали на экране, которые при всех попытках вычеркнуть из памяти всё равно останутся яркими светлыми звёздами.

На самом деле, удивительные дела происходят: польские власти пытаются спрятать настоящие шедевры польского киноискусства, если только в них, хоть как-то, появляется тень Советского Союза. Чего опасаются нынешние польские вожди, если на экранах страны будут свободно появляться такие добрые, тёплые, по сути, фильмы, как «Четыре танкиста и собака»? Очевидно, того, что там показаны поляки, воюющие с фашизмом и дружащие с русскими, советскими людьми. И, о, небо! Даже влюбляющиеся друг в друга. Этот и другие подобные фильмы, например «Зося», где сложился блистательный дуэт главных героев в исполнении Полы Ракса и Юрия Каморного. Или фильм «Освобождение», с участием того же Францишека Печки и Барбары Брыльски. Это настоящее кинонаследие – шедевры мирового кинематографа, которыми нужно гордиться и показывать на всех экранах страны, а не прятать в тёмных углах архивов. Конечно, если только в сегодняшней стране не стыдятся, что их отцы и деды сражались с фашизмом, если не сносят памятники, не стирают красные звёзды с пьедесталов, которые установили их предшественники, не глумятся над могилами солдат, отдавших жизни за их свободную землю.

Трудно вообразить, что чувствовали зрелые уже польские актёры фильма «Четыре танкиста и собака», когда в 90-е годы в Польше и других социалистических странах начался умело спровоцированный, срежиссированный переворот в общественном сознании, и когда их начали «втаптывать в грязь» за связь с советским кинематографом. Таки процессы происходили и с актёрами в бывшей ГДР, да что там скрывать – и в постсоветской России тоже. Многие не выдержали такой пытки.

Францишек Печка – пережил, пересилил, продолжал играть в театре, в кино. Всего в его киносписке роли более чем в ста фильмах. Последний раз он снялся пять лет назад. А с театральной сцены ушёл только незадолго до смерти – ему уже было 94 – а он продолжал жить своими ролями. Этой страстной привязанностью к сцене он похож на знаменитых советских актёров-долгожителей Владимира Зельдина  и Владимира Этуша.

Когда уходит живая легенда – это не только повод для грусти. Ещё это повод, чтобы начать говорить о происходящем, чтобы встать, отряхнуться от дурмана, которым нас окутали злые волшебники и исправить всё то, что они пытались очернить за минувшие годы. И Францишек Печка своим уходом тоже даёт нам такую возможность.

Игорь ДОКУЧАЕВ

Полную версию материала с фото смотрите и читайте здесь

У нас также много другой информации из Псковской области, из других точек на северо-западе и иных мест на Земле, которую вы можете найти на наших страницах. Мы ценим особый взгляд и мнения. Думающий, да обрящет...

«Прессапарте»/Pressaparte.ru