Найти тему
НУАР-NOIR

Бытие и небытие в «городе ангелов»

-2

Продолжительное время я откладывал просмотр фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), направляя в «долгий ящик» из-за его претенциозного названия. Ситуация изменились когда пришлось досконально изучать фильмографию выдающегося режиссера Уильяма Фридкина, дабы понять, когда именно в ней произошёл «сбой».

Таковым можно полагать как раз разбираемую нами кинокартину. Именно она стала своего рода пограничным столбом, который обозначил грань между классическим периодом в творчестве режиссера («Французский связной», «Экзорцист») и его «модерновой фазой» («Глюки», «Киллер Джо»).

Нельзя сказать, что «Жить и умереть» - это плохой фильм. Напротив, очень хороший, только появился он в то время, когда на подобные ленты не было спроса. И именно по этой причине прекрасно воспринимается уже в наших дни, становясь одним из самых необычных полицейских триллеров в истории кинематографа.

На первый взгляд может показаться, что это кино о мести. Для сюжета использована во многом стандартная для криминальных фильмов ситуация, когда гибель напарника заставляет протагониста выйти на «тропу войны». В итоге разворачивается динамичное действие, которое заканчивается наказанием плохих парней.

В «Жить и умереть» всё много сложнее. Одержимый желанием поймать виновного в гибели немолодого агента, главный герой сам переходит все мыслимые и немыслимые границы, очутившись (безо всяких оговорок) по ту сторону закона. В итоге его поступки не менее, а может быть, даже и более преступны, нежели деяния предводителя банды, за которым он охотится.

Сразу же поясним несколько моментов, которые могут вызвать вопросы. Секретная служба США занимается не только охраной президента, но и пресечением изготовления фальшивых денег, что считается преступлением против государства. Опять же появление на рынке качественных сотенных и полу-сотенных фальшивок привело к тому, что большая часть магазинов принимала банкноты номиналом поменьше.

Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)
Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

Изготовитель Эрик Мастерс, блистательно сыгранный Уиллемом Дефо, особо не скрывается. Он ходит в модные клубы, регулярно посещает тренажерный зал и вообще полагает себя художником, весьма критически относящимся к собственным творениям. К числу таковых он относит и поддельные деньги, и живописные полотна. Только взять его с поличным очень сложно.

Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)
Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

Эрик - типичный злодей-декадент из классического нуара, что дает подсказку, как именно надо воспринимать этот фильм. Если ленты того времени были проникнуты внутренней иронией (вспоминаем «Смертельное оружие»), то «Жить и умереть» предлагает категорически безрадостную картинку.

Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)
Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

В фильме безысходно буквально все. Ненадежный новый напарник, авантюрный план действий, сомнительные осведомители. Опять же функции «грязных копов» возложены на представителей весьма элитной структуры. Причем, причиной их правонарушений является вовсе не пресловутая жажда обогащения.

Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)
Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

Предполагаемая безвыходность ситуации подается зрителю через отсутствие эффектных батальных сцен, через полный отказ от т.н. «боевой хореографии». Здесь стрельба обыденная и отталкивающая, в стиле «печального реализма», не производящая «колдовского впечатления». Хотя сцена погони сделана очень и очень качественно

А была ли леди? Может, и леди-то никакой и не было?