Найти тему
Абзац

ПАСЕяли вражду: почему не было смысла делать уступки Западу

В советские времена был популярен анекдот о рабочем, который трудился на заводе швейных машинок. Решив наладить подпольное производство на дому, он стал выносить из-под полы детали, но ничего не вышло – как ни прикладывал он детали одну к другой, всё равно получался автомат Калашникова.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: flickr.com / Nicolas Elsaesser / Council of Europe
Фото: flickr.com / Nicolas Elsaesser / Council of Europe

Нечто подобное демонстрирует история наших взаимоотношений с коллективным Западом. Как ни стараются российские политики наладить отношения, всё равно получается полное непонимание.

Сейчас уже мало кто помнит, но первый серьёзный разлад с Европой возник десять лет назад – до всякой Украины. Поводом стал доклад Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по России, в котором нашей стране припомнили все «грехи»: и войну в Чечне, и войну с Грузией в 2008 году, и «дело Pussy Riot», и поправки в закон об НКО.

Разногласия с ПАСЕ случались и ранее. В 2000 году нашу делегацию лишали голоса из-за контртеррористической операции в Чечне. В 2012-м европейцы в русофобии превзошли сами себя. Доклад «самых больших специалистов по России» из числа последышей нацистских недобитков из Прибалтики предлагал, по сути, введение в нашей стране внешнего управления. То есть Россия должна была согласиться, что ключевые решения здесь принимаются с одобрения еврочиновников.

Фото: Пресс-служба Госдумы
Фото: Пресс-служба Госдумы

Разумеется, тогдашний глава Госдумы Сергей Нарышкин 27 сентября объявил журналистам, что отказывается ехать на сессию такой ПАСЕ, пророчески анонсировав разрыв отношений России с бюрократическими инстанциями Европы.

Документ был прикрытием для наращивания сил НАТО в Европе. Ожесточённая дискуссия о правомерности появления новых американских ракет, способных нести ядерные боеголовки, велась с 2007 года, когда Пентагон объявил о планах их размещения в Польше и Чехии. В феврале 2007 года в знаменитой «мюнхенской речи» Владимир Путин заявил, что развёртывание натовской ПРО вблизи границ России приведёт к новой гонке вооружений.

Американцы в ответ только отмахивались. Дескать, это не против России ПРО, а против Ирана и Северной Кореи, но почему-то с таким вот хитрым расположением именно у границ России.

Только угроза разместить ракетные комплексы «Искандер» под Калининградом заставила Барака Обаму временно отказаться от идеи создания «третьего района» в пользу некой «подвижной системы морского и наземного базирования». Тогда Дмитрий Медведев предложил американцам создать общую ПРО с участием России, в которой каждая сторона будет прикрывать от ракетных атак свою зону ответственности.

Напрямую отказаться от предложения России было неудобно, и лоббисты Пентагона нашли того, кто был готов сделать за американцев «грязную работу» – француза Жан-Клода Миньона, социалиста и мэра крохотного городка, избранного в 2012 году главой ПАСЕ. Собственно, его назначение на пост и было гонораром за антироссийский доклад.

К чему теперь всё это ворошить? Да чтобы в сотый раз напомнить, что антироссийская политика Запада носит системный характер и не зависит от конкретных решений наших лидеров.

Нет никакой разницы, приняла бы тогда Россия ультиматум Европы или нет, защищала бы Донбасс или уклонилась. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...» Точнее классика не скажешь.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.