Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего
(Иоан.18:36)
Не все усваивают эту мысль в полной мере. Не смотря на веру в жизнь вечную в Царствии Небесном, многие из нас слишком привязаны к жизни земной и кратковременной. А потому и к христианству прибегают как к возможному способу сохранить и устроить земную жизнь, а не как к пути, ведущему в жизнь вечную. А ведь христианство - это не способ защитить себя и выжить здесь на земле. Вся наша христианская жизнь есть ничто иное как подготовка к смерти. И часто люди, называющие себя христианами, об этом забывают.
Христос, говоря о Царствии Небесном, привёл такой пример:
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
(Матф.13:44)
Ведём ли мы себя так же, как этот человек? Главная жемчужина, которую предлагает нам Христос - это, конечно, жизнь вечная в Царствии Божием. Бесконечная жизнь с Богом, где нет ни смерти, ни болезней, ни горя, ни страданий! Верим ли мы в это? Вроде бы, да. Но настолько ли мы верим в это, чтобы всё земное посчитать за ненужный хлам? Настолько ли сильна наша вера в ценность этой жемчужины, чтобы мы готовы были обесценить всё земное и временное?
Конечно, полное отречение от мира сего, наверное, присуще только усердным монахам, прошедшим немалый духовный путь. Миряне более привязаны к земле в силу своих земных обязанностей, в силу земного своего креста. Но даже при этом ценность той самой жемчужины, должна бы быть многократно выше всего земного. Должна бы быть, но на деле далеко не всегда таковой является.
Когда для христианина вечная жизнь в Царствии Небесном отходит куда-то в долгосрочный план некоего туманного будущего - это очень страшное состояние на самом деле. Превращающее христианство в самое настоящее язычество и даже завуалированное идолопоклонство. Когда христианскую веру целиком ставят на службу жизни земной. А Христа, Богородицу и всех святых воспринимают исключительно как помощников для тихой и безмятежной земной жизни. Этакими слугами, обеспечивающими здоровье, материальные блага, защиту от земных трудностей и бед, средство для более лёгкого достижения своих земных целей.
А как же та драгоценная жемчужина? О, ну до неё ещё очень далеко, она пока эфемерна. Мы не отказываемся от неё, мы её как бы хотим конечно. Но когда-нибудь потом, когда придёт для неё время. А пока - мы хотим, чтобы хорошо было здесь и сейчас. Мы не готовы продать это всё прям сразу, чтобы получить ту высшую драгоценность. Мы продадим это, когда придёт время. Позже. А пока насладимся тем, что можно получить здесь. Спешить некуда.
Вроде бы всё логично, но на деле такое состояние делает нас далёкими от истинных ценностей. И в конечном итоге далёкими от Бога.
Когда Христос постился сорок дней в пустыне, дьявол предлагал Ему все земные блага:
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
(Матф.4:8,9)
Господь позволил сатане быть князем мира сего. Даже позволил ему торговать тем, что дьяволу по праву никогда не принадлежало. Бог дал ему такую возможность. Поклонившись сатане можно получить все царства мира и славу их. А вот Царство Божие уже не от мира сего...
Итак, посмотрите что даёт сатана - все царства мира и славу их. То есть дьявол способен дать всё земное, все земные блага. Успех, славу, деньги, здоровье и долголетие. А что даёт Бог? Самое ценное - вечную жизнь в Царствии Небесном. А теперь подумайте - чего вы больше всего на самом деле хотите? Того ли, что даёт Бог? Или того, что способен дать сатана? И если вы больше всего хотите тех благ, которые способен дать сатана - то не сатанист ли вы? Хоть и называете себя христианином и живёте в христианских декорациях.
Загляните в своё сердце и посмотрите на что устремлены ваши основные силы и желания? На что устремлено большинство ваших молитв? Ради чего положено большинство ваших поклонов в храме? Ради чего зажжено большинство свечек перед иконами? Ради каких ценностей в большинстве своём вы приступали к святым мощам и обращались к святым? Христос говорит: "Где сокровище ваше, там и сердце ваше". А если сердце ваше на земле и устремлено в прах земной, то прахом и будет ваша конечная награда.
Сейчас некоторые мобилизованные мужчины приходят в храм, просят совершить молебен. Дело хорошее. Очень хорошее. Хотя бы в такой момент кто-то вспомнил о Боге - уже хорошо. Потому что не все и в такой ситуации о Боге задумываются. Но, опять же, далеко не все в храме ищут подготовку к смерти. Большинство пришли исключительно за защитой. Чтобы не ранило, чтобы не убило, чтобы живым и здоровым вернутся домой. Хорошее желание, ничего плохого в нём нет. Тем более у многих семьи и долг нести свой земной крест. Но очень важно и о смерти не забывать. И о том, что подготовка к смерти - дело куда более важное, чем забота о земной жизни.
Помолился, исповедался, причастился, отдал себя всего Божьей воле - и пошёл умирать с чистым сердцем, если воля Божья на то. Вот истинный христианский настрой. И Крест Христов - это ведь прежде всего пример жертвенной смерти. Для нас всех пример. И нательный крестик - не амулет от всех бед, а напоминание, в том числе, о жертвенной смерти Христа. И надежда на вечную жизнь во Христе. А не символ земного бессмертия и неуязвимости.
Ежедневно имейте смерть перед очами. Да объемлет вас непрестанное попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом сможете пройти через область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как благополучно предстать перед Богом. Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием, как бы уже видя Его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас, ибо все обнажено и открыто пред очами Того, Кому мы должны представить отчет о нашей земной жизни.
(Преподобный авва Исаия)
Возлюбленный! Непрестанно вспоминай, постоянно помни час смерти твоей; страшен этот час не только для грешных, но и для святых. Святые проводили всю жизнь свою в размышлении о смерти; взоры ума и сердца их то устремлены были во врата вечности, в необъятное пространство, начинающееся за этими вратами, то обращались к греховности своей, смотрели туда, как бы в темную бездну. Из сокрушенного сердца, из сердца скорбящего проливали они теплейшие и непрестанные молитвы к Богу о помиловании.
(Святитель Тихон Задонский)
К смертной памяти – полезно принуждать себя, хотя бы сердце и отвращалось от нее. Она – дар Божий, а понуждение наше к ней – только свидетельство искренности нашего желания иметь этот дар. При понуждении себя нужно и молиться: «Господи, даждь ми память смертную».
Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевной.
(Святитель Игнатий Брянчанинов)