Найти тему
Доктор Кащеева

«Выбор без выбора» или Как нас заставляют совершать различные действия


Термин «выбор без выбора» пришел в психологию из маркетинга и звучит несколько иначе, а именно как «ДВОЙНАЯ СВЯЗКА».

Этот метод был разработан М. Эриксоном как одно из направлений нейролингвистического программирования.

К примеру, «выбор без выбора» может выглядеть так:
- Мы поговорим об этом сейчас или через час?
- Записать на сессию завтра на 12:00 или 16:00?

Как вы уже обратили внимание, вопросы задаются в такой форме, что существуют лишь два варианта ответа, которые подходят к заданному вопросу, при этом у собеседника нет возможности ответить отрицательно.

Чаще всего такой прием используется в случае восстановлении питания при расстройстве пищевого поведения (нервная анорексия), который, между прочим, является эффективным.

Безусловно, особенность такой техники манипуляции состоит в анализе и выявлении закономерности стереотипного поведения. Но есть некоторые особенности собственного поведения, которые могут обезопасить себя во время такого воздействия.

Итак, существует 4 ключевых момента:
• заметить;
• выдержать паузу;
• понять, что вам действительно надо;
• разработать альтернативные варианты поведения.

Метод «выбор без выбора» действительно обладает эффективным воздействием на того, с кем мы ведем диалог. Однако следует помнить о безопасности его применения не только к другим людям, но и к себе в первую очередь.

С уважением, доктор Кащеева.