Автор Глеб Андреев
Виктор Цой стал голосом поколения, который пел о переменах и объявлял свой дом «безъядерной зоной», — и мы до сих пор прислушиваемся к этому голосу. Какие темы в творчестве были для Цоя самыми важными? И о чем песни группы «Кино»?
«Песня без слов»
В «Песне без слов» группы «Кино», конечно, есть слова. Но ими не всегда можно выразить то, что хочется сказать. Когда определенные слова запрещены, приходится использовать другие, прибегать к метафорам и аллегориям.
Подобный образ возникает и в песне «Место для шага вперед»: «У меня есть слово, но в нем нет букв». Вся эта песня состоит из множества «но»: «у меня есть лес, но нет топоров», «у меня есть парус, но ветра нет». Отсюда и заключение Цоя:
Все, что мне нужно, — это несколько слов и место для шага вперед.
Что это значит?
Как сказал социолог Зигмунт Бауман, «Свобода — это не только отсутствие ограничений». Если нет никаких препятствий к выполнению какого-то действия, это еще не означает, что замысел можно осуществить.
Например, каждый имеет право летать, нам этого никто не запрещает. Однако мы все же не можем этого сделать, ведь у нас нет крыльев, да и авиабилеты не такие дешевые.
Помимо отсутствия ограничений, у нас должен быть еще и ресурс или, попросту говоря, возможность что-то сделать. Парус из песни Цоя бесполезен, когда стоит штиль.
Лирическому герою нужно «место для шага вперед», свободное пространство, в котором он может что-то сделать, что-то сказать.
Ему нужно всего «несколько слов», которые не будут подвергнуты цензуре. Но именно те слова, которые могут выразить его мысль, произносить нельзя. Поэтому в них «нет букв»: они все заменены на звездочки. Так что все, что ему остается, — петь «песни без слов».
«Застоялся мой поезд в депо»
Большое значение в песнях Цоя имеет тема пути и дороги, по которой он один за другим делает шаги вперед. Вспомните его строчки: «Странный стук зовет в дорогу», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «С тобой куда-то мы идем». Дорога — это внутреннее беспокойство, напряжение, стремление к чему-то иному. Даже погиб Виктор Цой, по официальному заключению, в дороге и с музыкой.
Тему дороги с особой стороны рассматривает американский футуролог Элвин Тоффлер в работе «Шок будущего». Он говорит о том, что современный человек стал гораздо более мобильным, нежели человек прошлого. Расстояние, которое он теперь преодолевает в жизни, сильно возросло. Почему?
Движение, по его мнению, стало не символом побега, а позитивной ценностью. Важна не цель, к которой мы движемся, а движение само по себе. Прикрепление же к месту — это ограничение свободы. Именно о свободе, возможностях, которые открывает дорога, поет Цой.
Мы, как и многие, сейчас в шоке и тяжело переживаем настоящее. Но мы хотим помочь вам пережить это время вместе.
Чтобы не впасть в оцепенение и продолжать делать то, что для вас важно, нужно заботиться о себе и хотя бы ненадолго переключать внимание.
Если вам кажется, что все бессмысленно и от вас ничего не зависит, курс о музыкантах, которые влияли на ход истории через творчество, может поднять ваш дух.
Мы открыли бесплатный доступ ко всем курсам на 7 дней!
«...Гореть звездой?»
Звезда — очень важная часть поэтики Цоя. Это одновременно высшая форма, к которой можно стремиться, и то, что зовет тебя, и ты не можешь не ответить на этот зов.
Неужели это тот самый моральный закон внутри меня, которым восхищался Иммануил Кант? Ведь Цой замечает: «Я не люблю, когда мне врут», «Я никому не хочу ставить ногу на грудь», т. е. его лирический герой хочет действовать в рамках человечности.
Цой постоянно задается вопросами. «Кем быть?» «Лежать камнем или гореть звездой?» И почему все же «я лишний, словно куча лома»? Многим людям сложно найти себя, потому что мы находимся во власти культуры.
Например, Зигмунд Фрейд считал культуру системой запретов. Семья и воспитание, общественная школа — все это формирует человека, но в то же время давит на него, заставляет вписываться в общество, где он лишь винтик.
Жизнь каждого отдельного человека оказывается не так важна. Об этом Цой поет в песне «Муравейник»:
Муравейник живет, кто-то лапку сломал — не в счет… А помрет — так помрет.
Еще одна важная для Цоя тема — ночь или закат. Это конец, но в то же время ожидание нового дня, где есть надежда на перемены. Именно ночью видны звезды, которые указывают ему путь. Поэт ночью не спит, а живет. Утро же, с одной стороны, дарит ему надежду на то, что «будет хоть день, может, будет хоть час, когда нам повезет».
С другой стороны, в песне «Около семи утра» он поет: «Я знаю точно: завтра будет то же, что и вчера». Утро становится приговором, оно показывает, что ничего не изменилось.
«Играй, невеселая песня моя»
Цой — легенда отечественного рока. Музыкант, художник и даже лучший актер советского экрана 1989 г. — все это о нем. Группа «Кино» — не типичная рок-команда, играющая тяжелую музыку. Пожалуй, тексты Цоя куда «тяжелее».
Его песни нельзя назвать веселыми, они серьезные и полны размышлений. Даже в «Восьмикласснице» есть рефлексия. И все же в его текстах есть надежда. Камю задавался вопросом, стоит ли вообще эта жизнь того, чтобы быть прожитой? У Цоя есть на него ответ: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».
Узнайте, как музыканты меняли мир с помощью искусства, на нашем курсе «Русский рок». Неважно, заплатите вы или нет: за 7 дней вы успеете посмотреть то, что вам интересно, и отменить подписку.
Но если вам понравится, вы можете поддержать нашу работу и оставить подписку. После пробного периода она будет стоить всего 299 ₽ в месяц.