Найти в Дзене

Портрет - кто придумал этот жанр?

Портрет — реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Происхождение жанра портрет Человек пытался изобразить себе подобных десятки тысяч лет назад. Первым портретом можно считать изображение, найденное во Франции, в пещере Вильонер неподалеку от Ангулема. Автор портрета, живший примерно 27 тысяч лет назад, уловил сходство изгибов стены пещеры с человеческим лицом и попытался усилить его меловыми линиями, подчеркивающими глаза, рот и нос.  Изображения человека, наиболее приближенные к современной трактовке портрета, были присущи древнеегипетской скульптуре. Портрет был частью религиозного культа наравне с практикой мумификации. Изображения умерших копировали внешний облик человека при жизни. Их помещали в гробниц

Портрет — реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа».

Происхождение жанра портрет

Человек пытался изобразить себе подобных десятки тысяч лет назад. Первым портретом можно считать изображение, найденное во Франции, в пещере Вильонер неподалеку от Ангулема. Автор портрета, живший примерно 27 тысяч лет назад, уловил сходство изгибов стены пещеры с человеческим лицом и попытался усилить его меловыми линиями, подчеркивающими глаза, рот и нос. 

Изображения человека, наиболее приближенные к современной трактовке портрета, были присущи древнеегипетской скульптуре. Портрет был частью религиозного культа наравне с практикой мумификации. Изображения умерших копировали внешний облик человека при жизни. Их помещали в гробницах, изображали на саркофагах и устанавливали в храмах в виде скульптур. Самым известным портретистом древнего Египта считается скульптор Тутмос Младший, автор известного портрета царицы Нефертити.

У греков до V века до н.э. портрет был не в чести: эллины опасались, что реалистичные изображения отрицают равенство среди граждан и способствуют развитию тщеславия. И лишь при Александре Македонском скульптор Лисипп стал изображать лица с натуры, выявляя индивидуальные особенности портретируемого. Римляне внесли свой вклад в развитие жанра, добавив новый род скульптурного портрета — бюст, а также усилили внимание к изображению конкретного человека, перейдя от идеализации к персонализации. Изготовление посмертных масок, свойственное культурным обычаям, дало римским художникам большой опыт в анатомической и натуралистической концепции изображения человеческих лиц. Именно римский скульптурный портрет считают одним из наиболее реалистичных в истории изобразительного искусства.

В христианской Европе первые десять столетий жанр портрета фактически не развивался. Художники были ограничены церковными канонами, и редкие портреты того периода были очень упрощенными изображениями. В средние века ликам святых и других персонажей на картине иногда придавали черты реальных людей. Только с Х века начинается новый рост интереса художников к этому жанру, который выражается, в основном, в изображениях правителей и членов их семей. Впрочем, композиции на религиозные сюжеты все также «встречались» реальные прототипы — как правило, заказчики работ для церквей и соборов.

Пышность королевского двора Франции приводит в конце XIV века к расцвету портретного жанра, который обрел новую жизнь в эпоху Ренессанса. Этому немало способствовало внедрения масляной техники живописи. Мастера Высокого Возрождения окончательно отходят от религиозной составляющей портретного жанра, делая акцент на личности портретируемого, его богатом внутреннем мире. Именно в этот период создается самый знаменитый женский портрет — «Мона Лиза» да Винчи, а Рафаэль пишет самый знаменитый мужской портрет — своего друга Бальдассаре Кастильоне.

С приходом маньеризма портрет теряет свою остроту, и следующая волна расцвета жанра приходится на художников фламандской и голландской школ. В поисках новых смыслов художники обращаются от высокопоставленных персон к людям простого происхождения; рыбаки, торговки, цыганки и нищие становятся героями портретов-типов. Большое распространение получил парадный портрет. Художники стали придавать большое значение не только выражению лица, но и позе портретируемого; в портретах появляется движение, усиливая впечатление от картины на зрителей.

К началу XVIII века портрет, что называется, «зарегулировали» — изображения становятся слишком тяжеловесными, идеализированными и манерными. Ко всему прочему, академизм отнес жанр портрета к «низким» — в противовес «высоким» историческому и мифологическому жанрам. Художники часто льстят своим моделям, большое внимание уделяется одеждам, прическам и драгоценностям. Позы — статичны и парадны, лица — надменны и лишены внутренних переживаний.

Такое положение вещей сохранялось вплоть до конца XVIII века. Вместе с идеалами гуманизма эпохи Просвещения в живописи начинаются подвижки в жанре портрета; художники вспоминают о социальных типах портретируемых, изобретение пастельной техники приводит к уходу от пышных фоновых изображений.

Классицизм еще сильнее упрощает фоновую помпезность портретного жанра, а последующий за ним романтизм способствует проникновению реалистических концепций. С середины XIX века реализм окончательно утверждается в портретном жанре. В дальнейшем новейшие течения в живописи — импрессионизм , модернизм , абстракционизм — преломляют идеи портретного жанра в присущих им концепциях.

Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити
Ок. 1351—1334 до н. э. Новый музей, Берлин.
Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити Ок. 1351—1334 до н. э. Новый музей, Берлин.
Бюст Коммода. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
Бюст Коммода. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
Гентский алтарь с закрытыми створками (фрагмент)
Ян ван Эйк
Гентский алтарь с закрытыми створками (фрагмент) Ян ван Эйк
Портрет Джулиано Медичи
Сандро Боттичелли
1480, 75×52 см
Портрет Джулиано Медичи Сандро Боттичелли 1480, 75×52 см
Портрет графа Бальдассаре Кастильоне
Рафаэль Санти
1515, 82×67 см
Портрет графа Бальдассаре Кастильоне Рафаэль Санти 1515, 82×67 см
Цыганка
Франс Хальс
1630, 58×52 см
Цыганка Франс Хальс 1630, 58×52 см
Прекрасная шоколадница
Жан-Этьен Лиотар
1745, 82.5×52.5 см
Прекрасная шоколадница Жан-Этьен Лиотар 1745, 82.5×52.5 см

Портрет Мари-Терез Вальтер
Пабло Пикассо
1937, 100×81 см
Портрет Мари-Терез Вальтер Пабло Пикассо 1937, 100×81 см