Заимствования из западных руководств в те годы было достаточно распространенным явлением. Хотя казалось бы - возьмите технику копья, как говорят наши отечественные ушуисты. Правда им невдомек, что было как минимум три сильно различающиеся техники, основанные на различии материала древка у копий мао, шу и цян. Ну, мы уже неоднократно про это рассказывали. И китайцы той поры были совсем не идиоты - не стали переносить старое или выдумывать новое, а просто заимствовали уже рабочие руководства западных армий.
Одна из непонятных долгое время считалась система, которой обучали в начале века в Шанхае в Атлетической ассоциации Цзинъу. Для многих из нас, кто успел еще позаниматься в советских секциях спортивного штыкового боя или коллег реконструкторов, такая позиция атаки штыком казалось странной.
Однако все легко разъяснилось благодаря нашим друзьям из Минска, а точнее Андрею Гордееву (всех зовем к нему на тренировки по фехтованию! ).
Данная манера оказалась свойственной английской школе фехтования штыком.
Сейчас сложно судить, какие источники использовали китайцы в то время, коллеги предложили вот этот мануал как вариант.
Вот несколько примеров отработок из этого мануала.
Надо отметить, что в дальнейшем деятельность Шанхайской Ассоциации Цзинъу была практически выдавлена государственной структурой, основанной на партийной принадлежности к Гоминьдан. Речь, естественно, про Центральный Институт изучения боевых искусств в Нанкине. Институт основывался на своих разработках и продвигал руководство, разработанное Чжу Гофу, который основывал свои разработки уже на французской школе.
Занятно, что их вероятные противники в 1870-х годах отказались от французской школы владения штыком, которую ранее развивали в Японии, и вместо этого решили разработать свою особую штыковую тактику, подходящую для ее собственных требований и условий. В ближайшее время расскажем, как это происходило.
Этот подход оказался правильным, что позволило японцам не только нанести серьезный урон Цинской армии во время китайско-японской войны 1894-1895 годов, но и успешно противостоять в штыковых атаках русско-японской войны десять лет спустя.
В дальнейшем это получило интересное развитие во время Второй мировой войны. В китайской Восьмой армии, для которой ранее приобретали японское оружие, столкнувшись с низкой эффективностью своей подготовки решили использовать японских пленных как инструкторов.
После успешного Пинсиньгуанского сражения захватив пленных и матчасть, изучив японскую систему штыкового боя, части Янь Сишаня подготовили своих инструкторов и начали внедрять эту систему уже у себя. В дальнейшем все подразделения систематически изучали штыковые навыки японской армии во время войны. Постепенно они получали преимущество в штыковой схватке, столкнувшись с постепенно ухудшающимся качеством обучения японских солдат во второй период войны (ноябрь 1938 - декабрь 1941).
Ну и для понимания того зоопарка, который творился в плане штыкового боя в годы Китайской Республики, хочется напомнить про Цинское наследие - Бэйянское военное училище (北洋武備学堂 Beiyang wybei xuetang) в Таньцзине, где штыковому бою для войск нового образца обучали уже немецкие инструктора или китайские военные, прошедшие обучение в Германии.
То есть получается такая приблизительная хронология развития штыкового боя:
- конец Цин - немецкая школа;
- Китайская республика первых лет - французская школа;
- Мукденский инцидент и последующие военные действия Второй Мировой - адаптация исходя из текущей ситуации и заимствование у японцев.
Отдельно стоит заимствование у британцев Ассоциацией Цзинъу, которое врядли было массовым для армии Гоминьдан после 1927 года.
Все вышесказанное - это лишь, увы, предположения, если у вас есть другие источники, с интересом с ними ознакомимся!
Дм. Моисеев, СПБ - 2022