Время от времени тематические группы взрываются скандалом относительно неэтичных методов ведения занятий того или иного педагога. Особенно часто такое случается с блогерами-специалистами, которые постят контент чаще, чем звенит звонок на урок.
Однако, даже у самых прекрасных профессионалов в работе случаются срывы занятий, тяжелые истерики, порча имущества и т.п. вещи, которые ожидаемы, так как дети приходят изначально специфические.
Так что же делать? Как отличить одно от другого? И почему такое происходит? А самое главное - возможно ли вообще заниматься без слез и инцидентов?
Начну с того, что опишу две крайние позиции. Есть те, кто считает, что заниматься надо исключительно без принуждения и вслед за желаниями ученика. И есть те, кто считает, что настоящее занятие - всегда из-под палки, иначе "будет дурака валять". Я встречал детей с обоих концов диапазона. Результаты достаточно предсказуемы. Первые дезорганизованы, манипулятивны, тяжело воспринимают нагрузку и неудачи. Вторые ленны, пассивны и хорошо работают только с жесткими педагогами.
Конечно, же найдутся и исключения.
Я убежден, что в области коррекции-абилитации не возможно построить работу, где будут исключены эксцессы. Рано или поздно что-то да случится. Мало того, иногда приходится работать от эксцесса, намеренно провоцируя инцидент. Так мы получаем доступ к работе "с поведением". Провокация - это характерная черта именно ABA-педагогики. К аналитикам поведения регулярно обращаются с запросами побороть какое-нибудь сложное нежелательное поведение.
Есть и некоторая маркетинговая подоплёка. Можно получить определенную выгоду, позиционируя педагогических метод на рынке как безопасный, веселый, легкий, уникальный, эффективный, одобренный неким авторитетом из-за рубежа. Прежде чем покупатель поймет, что купил коррекционную "гомеопатию", пройдет определенное время. А время, как известно, деньги. Таковы правила решения проблем: любое действенное средство имеет побочные эффекты.
Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!
Однако, обещания ласкают родительское ухо. Еще существует проблематика кумулятивности, то есть накопления результата. Чтобы почувствовать толк, надо отходить определенное количество занятий. Поэтому центры часто продают занятия "пакетами". Им нет смысла возиться с разовыми продажами, даже если клиент настроен на регулярное хождение.
Жаждут ли педагоги крови? Нет, не жаждут, но профдеформации подвержены скорее всего сильнее прочих. Особенно школьные учителя. Поверьте, наблюдать нежелательное поведение нам так же тяжело, как и родителям. К тому же надо понимать, что истерика истерике - рознь. Родители зачастую просто не могут сравнить, чтобы понять насколько "проблемна" проблема. Не хватает статистики. У специалиста же копится опыт, позволяющий отличить рядовую ситуацию, с которой есть высокий шанс справится, от экстренной.
Дети так устроены, что могут от манипулятивной истерики легко скатиться в настоящую. Поэтому всегда есть риск полного срыва занятия или вмешательства. Всегда.
"Работа с поведением" в основном заключается в том, чтобы успешно восстановить сотрудничество после истерики и продолжить занятие (пусть и на пониженных оборотах). Как именно вы будете это осуществлять - другой разговор. В противном случае ученик накапливает опыт по эффективному сопротивлению интенциям взрослого.
Вывод такой. Как говорила одна моя преподавательница в вузе: лучшее враг хорошего. Не ищите идеального специалиста. Ищите хорошего, и будет вам счастье.