Найти тему
Пушкарская Слобода

Полёт ракеты-носителя Сатурн-5. Сводная таблица параметров траектории полёта и двигательной установки на этапе работы первой ступени

Оглавление

по отчётным данным миссии Аполлон-11

"300!30!3!"

Большое количество людей, на просторах интернета и в личных беседах, спорят по теме: " Американцы не летали на Луну! Все миссии сняты в Голливуде! Ракета у них неправильная и движки у неё слабые! ..."

По поводу ракеты-носителя Сатурн-5 все домыслы (а на самом деле, может быть и факты), конечно же, можно проверить расчётами. Были бы необходимые данные по этой ракете и желание. Для этого и была составлена Сводная таблица параметров траектории полёта и двигательной установки на этапе работы первой ступени.

Также, баллистические расчёты ракет-носителей не мыслимы без знания (отыскания) оптимальной программы выведения. Составление этой таблицы, собственно и задумывалось для определения программы полёта ракеты-носителя Сатурн-5. Программой полёта называют изменение угла наклона вектора скорости ракеты к местному горизонту θ в процессе полёта. Для баллистических расчётов этот угол выражают в виде функции от изменения относительной массы ракеты θ=θ(μ). В отчётах НАСА по полёту Сатурн-5, конечно же, есть данные по изменению угла тангажа θ в виде графиков и таблиц, но только по времени. Поэтому пришлось самостоятельно рассчитать относительную массу μ ракеты-носителя Сатурн-5 для каждого момента времени полёта.

По мере составления сводной таблицы появлялись и проверялись различные идеи по способам определения параметров движения ракет. Одна из таких идей, по методу определения гравитационных потерь, представлена в данной таблице.

В этой серии статей привожу ссылку на таблицу, размещённую на Яндекс-Диск, и её описание.

Таблица составлена на основе отчётов НАСА. В ней содержатся параметры траектории полёта в полярных координатах и характеристики двигательной установки первой ступени Сатурн-5. Также эта таблица дополнена расчётами, выполненными на основе этих отчётных данных.

При составлении таблицы были использованы отчёт о послеполётной траектории миссии Аполлон-11 APOLLO/SATURN-V POSTFLIGHT TRAJECTORY - AS-506 и отчёт об оценке этого полёта SATURN V LAUNCH VEHICLE FLIGHT EVALUATION REPORT-AS-506 APOLLO-11 MISSION.

Из отчёта послеполётной траектории для сводной таблицы взяты следующие параметры, обведённые красным цветом:

Параметры траектории полёта ракеты-носителя Сатурн-5 в полярных координатах
Параметры траектории полёта ракеты-носителя Сатурн-5 в полярных координатах

время c 0,3 по 164 секунды полёта, угол касательной траектории к горизонту, скорость ракеты вдоль траектории полёта, удаление ракеты от места старта и высота над уровнем моря.

Из отчёта оценки полёта взяты значения удельного импульса, тяги и расхода топлива двигательной установки первой ступени Сатурн-5 со следующих графиков

Рабочие параметры двигательной установки ступени S-IC. Слева-направо, сверху-вниз представлены: тяга, расход топлива, соотношение компонентов топлива и удельный импульс. Пунктиром - расчётные, сплошной линией - реальные значения.
Рабочие параметры двигательной установки ступени S-IC. Слева-направо, сверху-вниз представлены: тяга, расход топлива, соотношение компонентов топлива и удельный импульс. Пунктиром - расчётные, сплошной линией - реальные значения.

Рабочие параметры двигательной установки были сняты в точках пересечения линий времени со сплошными линиями графиков. Промежуточные значения параметров, в остальные моменты времени, были получены используя линейную интерполяцию.

Также из этого отчёта взяты массы первой ступени и самой ракеты-носителя в разные моменты времени (обведены красным цветом).

Общая масса носителя - активная фаза S-IC - килограмм
Общая масса носителя - активная фаза S-IC - килограмм

Параметры, полученные расчётным путём, содержатся в столбцах таблицы с 11-го по 50-й.

Столбец 11. Время полёта, рассчитано как разность текущего и начального моментов времени.

Столбец 12. Содержит значения синуса угла наклона касательной траектории полёта к горизонту Sin(Θ).

Столбец 13. Высота подъёма Сатурн-5 определенна как разность отчётных значений высот в текущий и начальный момент времени.

Столбец 14. Высота подъёма ракеты-носителя в текущий момент времени рассчитана численным интегрированием скорости полёта по времени с учётом Sin(Θ).

здесь y-высота, Θ-угол касательной траектории полёта к горизонту, V-скорость полёта, t-время полёта, индекс n-номер строки значения в данный момент времени полёта, i-индекс, обозначающий номера строк (от 1 до n), из которых берётся тот или иной параметр.
здесь y-высота, Θ-угол касательной траектории полёта к горизонту, V-скорость полёта, t-время полёта, индекс n-номер строки значения в данный момент времени полёта, i-индекс, обозначающий номера строк (от 1 до n), из которых берётся тот или иной параметр.

Столбец 15. Удаление ракеты в текущий момент времени, рассчитанное численным интегрированием скорости по времени с учётом Sin(Θ).

-6

или тоже самое в ином виде

-7

Столбец 16. Длина пройденного пути вдоль траектории полёта в текущий момент времени, рассчитана численным интегрированием скорости по времени.

-8

Столбец 17. Ускорение Сатурн-5.

-9

Столбец 18. Расход топлива в текущий момент времени, рассчитанный по графикам тяги и удельного импульса.

-10

Вычислен для оценки точности снятия значений параметров двигательной установки с отчётных графиков.

Столбец 19. Отличие расходов в столбцах 8 и 18 в процентах

-11

Таким образом точность снятия значений параметров с отчётных графиков -1,5 ...+0,4 %

Столбец 20. Убыль массы первой ступени Сатурн-5 к 161,33 секунде полёта определена как разность начального и конечного значений этой массы.

Столбец 21. Убыль массы Сатурн-5 к 161,33 секунде полёта рассчитана как разность начального и конечного значений масс ракеты-носителя.

Столбец 22. Отброшенная активная масса (масса израсходованного топлива) в текущий момент времени с момента старта, по столбцу 8.

-12

(в формуле Exel присутствует масштабный коэффициент "10")

Столбец 23. Отброшенная активная масса в текущий момент времени с момента старта, по столбцу 18.

-13

(в формуле Exel присутствует масштабный коэффициент "10")

Столбец 24. Отброшенная активная масса в текущий момент времени с момента старта, среднее значение по столбцам 8 и 18.

-14

Осреднённое значение отброшенной активной массы используется в дальнейших вычислениях.

Столбец 25. Убыль пассивной массы к 161,33 секунде полёта вычислена как разность масс ракеты-носителя Сатурн-5 и израсходованного топлива в момент отключения внешних двигателей.

Столбец 26. Расход пассивной массы Сатурн-5 во время полёта определён делением убыли пассивной массы на 161,33 секунды полёта, и принимается в последующих расчётах постоянным на протяжении работы двигателей первой ступени. Непрерывный расход пассивной массы ракеты-носителя обусловлен испарением криогенных компонентов топлива (жидкий кислород, жидкий водород) из баков верхних ступеней, и сбросом избытка керосина из бака первой ступени.

Столбец 27. Отброшенная пассивная масса в текущий момент времени с момента старта.

-15

(в формуле Exel присутствует масштабный коэффициент "1000")

Столбец 28. Масса ракеты-носителя в текущий момент времени вычисляется вычитанием из стартовой массы Сатурн-5 текущих значений отброшенных активной и пассивной масс.

-16

Столбец 29. Относительная масса Сатурн-5 (относительно стартовой массы) в текущий момент времени

-17

Таким образом определена программа полёта ракеты-носителя Сатурн-5 на этапе работы первой ступени, то есть зависимость угла касательной траектории к горизонту Θ от относительной массы ракеты µ, в табличном виде (столбцы 5 и 29).

С устройством и характеристиками ракеты-носителя Сатурн-5 можно ознакомится по этому документу и по работе И.И. Шунейко.

-18

Продолжение...