Золотая осень и поздняя, купеческая и сельская — каждый художник видел в исходе теплых дней что-то свое. Вспоминаем, кто наслаждался яркими красками, кому ближе меланхолия времени увядания и чьи героини безмятежно пьют чай под багряным кленом.
«В багрец и в золото одетые леса»
Одна из самых красочных осенних картин в русской живописи — «Золотая осень» Исаака Левитана. На создание редкого для него мажорного пейзажа художника вдохновила природа Тверской губернии, но близкой
и родной кажется картина уроженцам разных мест. В бесхитростном пейзаже Левитан выразил глубинное очарование и красоту сотни таких уголков по всей России.
Свободными мазками художник изображает поросший деревьями склон
и мелкую речку с отражающимся в ней голубым небом. На правом берегу у самой воды выделяется одинокая береза, вся словно озаренная солнцем. Вдалеке за золотыми рощами виднеется поле и несколько изб. Столь велико мастерство художника, что видишь, как трепещут листья осинок
на переднем плане, и слышишь шелест опавших листьев в траве.
Купеческая осень в провинции
Прекрасна поздняя осень в провинциальном городке! Тишь да гладь: посередине сонной улицы гуляют курицы и гуси, щиплет траву лошадь. Румяные красавицы-купчихи степенно пьют чай на уютной террасе
в обществе дремлющего кота, а возле булочной дедушка с окладистой бородой наблюдает за ребятишками. В прозрачном осеннем воздухе плывет аромат сдобы и колокольный звон, кипит самовар, огненные
клены отражаются в воде — идиллия, в которую так и хочется шагнуть через раму.
Примечательно, что яркую и достоверную картину Борис Кустодиев придумал: в действительности такого города не существовало, вернее,
в картине отразились черты многих поволжских мест, так любимых художником.
Меланхолия времени увядания
Михаила Нестерова привлекала поздняя осень, время увядания
и меланхолии. Переход от осени к зиме вот-вот свершится, но пейзаж лишен спокойствия и умиротворения. Горизонталь воды и берегов сталкивается с вертикалью высокой ели в правой части картины, намеренно нарушается гармония композиции, подчеркивая тревожное мироощущение художника на рубеже веков.
Графичность живописи усиливает акцент на силуэтах: в неподвижной серой глади отражается темная полоса деревьев с контрастным пятном желтой березы, черная трава на берегу контрастирует с водой, а почти черные ели на холме — со светлыми облаками на небе.
Осень сельская: веселая суета жизни
Москвич Константин Юон был влюблен в красоту народной жизни. Художник признавался: «Мне хотелось писать картины, как пишутся
песни о жизни, об истории русского народа, о природе…». Такой песней для Юона стала деревенька Лигачёво, где он прожил полвека, женившись на местной крестьянке. Согретые любовью, красочные пейзажи художника широко и весело изображают повседневную жизнь человека и природы средней полосы России, житейскую суету.
Листва уже облетела, природа готовится к зимнему сну, но пейзаж полон звуков и бодрого колорита. На мельнице вовсю кипит работа, крепкие лошадки с телегами выстроились в очередь, сверкают на солнце расписные дуги, суетятся крестьяне с белоснежными мешками муки
на плечах и женщины в ярких платках. У тропинки небрежно сложены жернова, насыщенно-голубая вода резко оттеняет убегающие за горизонт яркие поля и голые перелески.
«Кисти ярко-красные вянущих рябин»
Игорь Грабарь любил зиму и прославился как автор поразительных снежных пейзажей. Но в творческом наследии художника есть
и оптимистичные осенние пейзажи. Картина «Рябинка» построена
на контрасте колорита: желтые листья, багряные гроздья, бледно-голубое небо и насыщенно-зеленое поле с озимыми играют множеством оттенков.
Грабарь соединяет техники реализма и постимпрессионизма: листья березы слева написаны чистыми мазками одного цвета, а земля на опушке и поле выписаны множеством оттенков и смешанных красок. Ощущение художнику передать важнее, чем действительность — так на стволе березы справа появляются голубые и красные всполохи цвета, а на коричневой земле — сиреневые и синие полосы.
Конечно, настроений и оттенков осени в пейзажах русских художников значительно больше: Станислав Жуковский любил писать усыпанные листьями террасы дворянских усадеб, Исаак Бродский предпочитал изображать деревенские хлопоты, а Фёдор Васильев даже на юге тосковал по северным лесам и болотам в туманной дымке. Чтобы познакомиться
со всем многообразием пейзажей, приглашаем в картинные галереи страны, например Третьяковскую галерею или Русский музей. Банк ВТБ активно поддерживает развитие этих музеев. А на нашем сайте «ВТБ — России» вы найдете множество материалов о прославленных художниках.